Персона
“Его любовь — жестокость и боль”. Серафима ОРЛОВА о том, как стать писателем
Драматург и писатель Серафима Орлова рассказывает о писательском ремесле.
Как стать писателем, добиться того, чтобы издательство заметило ваши произведения и опубликовало? Что важнее — стиль или сюжет? Каким должен быть детский писатель? Какие темы интересны современным подросткам? Об этом и многом другом говорила драматург, писатель Серафима Орлова на встрече со своими читателями, которая состоялась на Красноярской книжной ярмарке.
Недавно стало известно, что книга Серафимы Орловой “Голова-жестянка” вошла в короткий список литературной премии для молодых авторов ФИКШН35. Ранее эта повесть для подростков уже была высоко отмечена экспертами: её автор стала лауреатом Международной детской литературной премии В. П. Крапивина.
Мой “лучший враг”
“Голова-жестянка” — моя первая книга. Это история о том, как девочка Женя находит своё место в жизни в очень необычной для неё среде — робототехнике.
Когда я работала над книгой, боялась, что кто-нибудь напишет об этом раньше. Сегодня есть известные писатели — физики, радиотехники по образованию, которым ничего не стоило взять эту тему. Но я успела, и это удача. Для писателя важно найти тему и успеть высказаться. Помните пример из школьной литературы: Гончаров и Тургенев постоянно враждовали, потому что Гончаров писал медленно, а Тургенев любил взять тему и по верхам её проработать. Гончаров потом обижался, ему всё время казалось, что Тургенев брал его темы. И сегодня тоже происходят какие-то тематические столкновения. Например, когда вышла моя “Голова-жестянка”, одновременно была издана ещё одна книга с почти аналогичным названием “Жестянка”, также рассчитанная на подростковую аудиторию.
Маркировка моей книги — “16 +”. Но мне кажется, там нет ничего сложного, чтобы не смог понять четырнадцатилетний подросток. За исключением, пожалуй, нелинейного повествования, в котором иногда путаются даже некоторые взрослые люди.
Каким должен быть детский писатель? Это сложный вопрос. Всё зависит от того, что он может сказать интересного и важного для подростка. Думаю, в первую очередь писатель говорит сам с собой, обращается в прошлое, прорабатывает вопросы, которые не мог решить в 14—15 лет. Кстати, мне запомнился один интересный отзыв на мою книгу. Читательница написала: “Спасибо, я многое поняла в отношениях с мужем”. Я очень удивилась. Но, видимо, какие-то взаимоотношения героев что-то подсказали ей.
Робототехника в моей книге — это способ справиться с реальностью. Центральная тема — неудавшаяся дружба или даже неудавшаяся первая любовь. Здесь описана ситуация грустного и мучительного преследования человека, который больше не хочет с тобой общаться. Думаю, каждый попадал в такую ситуацию: был с одной или другой стороны баррикад. Причём, возможно, не только в подростковом, но и во взрослом возрасте. В такой ситуации всегда возникает вопрос — почему? Почему человек так начинает себя вести? Найти логичный ответ, пережить такую ситуацию крайне сложно. Советчики обычно говорят при этом: отвлекись, займись чем-то другим, спортом, например. Но единственный вариант — найти новую искреннюю привязанность, отдушину, которая залечит раны. У героини книги Жени так и происходит — в странном, казалось бы, неподходящем для неё месте.
Дело в том, что Женя — гуманитарий, как и я. По физике и математике у неё тройки, плавно переходящие в двойки, как было и у меня в математической школе. И вдруг она знакомится с организатором кружка по робототехнике. И когда приходит на первое занятие, видит своего “лучшего врага” — бывшего друга…
Мечтаю о хорроре
Современной драматургии в театрах мало, хотя драматургов много. И попасть в театр со своей пьесой очень сложно. Но в последнее время появилась тенденция — время от времени ставить детскую, подростковую прозу. Не зря на фестивале “Золотая маска” проводится внеконкурсная программа “Детский Weekend”, в афише которой постановки для детей всех возрастов.
Поэтому я решила: раз пьесы не подходят, значит, нужно зайти с другой стороны. И написала “Голову-жестянку”. Получила за неё премию В. П. Крапивина. Это было неожиданно, здорово и страшно, ведь это моя первая книга.
После такого успеха боишься писать следующую. Мой любимый зарубежный автор Джон Грин работал над своей первой книгой “В поисках Аляски” пять лет. Роман получил множество премий. Потом он написал вторую книгу — “Многочисленные Катерины” — совсем в другом ключе. А от него ожидали повторения первого успешного метода и новаторский подход, к сожалению, не оценили. Поэтому его вторая книга не так известна в России. Кстати, по теме она немного похожа на мою “Голову-жестянку”. Главный герой постоянно ищет “отсутствующий кусочек”. Он пытается разобраться в ситуации: человек тебя оставил, ты не можешь с этим смириться, не понимаешь, как это себе объяснить. Пытаешься найти логику, но пазл никак не складывается…
Я же теперь хочу написать хоррор. При этом я очень трусливый человек. Говорят, что именно у таких хорроры получаются лучше всего, вот и проверим. Сейчас читаю хорроры, смотрю хорроры и мучаюсь, потому что мне очень страшно. Вообще, когда я пишу, стараюсь много читать по данной тематике. В робототехнике мне было очень сложно разобраться. Я ходила на соответствующие занятия, конспектировала всё, что говорит преподаватель. Без него книжки бы не получилось.
Как автора меня интересуют такие темы: как быть со своей любовью, если человек тебя оставил. Или что делать, если единственный человек, который любит тебя, — зло. А его любовь — жестокость и боль.
Стиль или сюжет?
Мне кажется, очень важно, чтобы во время чтения между автором и читателем возникала химия, чтобы стиль писателя совпадал с твоим восприятием. Есть прекрасный современный автор Евгений Рудашевский, я его очень люблю, но мне читать его бывает невероятно сложно. Такое чувство, будто ты пролезаешь в дырку, вырезанную не по контуру твоего тела.
Для меня подростковая литература — прежде всего стиль, а не сюжет. Но узнаваемый стиль у современных авторов встречается гораздо реже. Я могу назвать несколько писателей с ярким, узнаваемым голосом — Рудашевский, Эдуард Веркин… Ну, а когда автору удаётся соблюдать баланс между стилем и сюжетом, это прекрасно.
Как стать писателем
Идеальный лифт для начинающего писателя — участие в литературных конкурсах и форумах. Также полезно познакомиться с местным Союзом писателей. Да, бывает сразу понятно, что ты перерос эту организацию, но всё равно такое общение может помочь для продвижения. Например, через Союз можно получить приглашение на федеральный семинар. Благодаря участию в конкурсе или семинаре вас узнают, ваши тексты обсудят. И, возможно, предложат опубликовать в каком-нибудь толстом литературном журнале, например, в “Новом мире” или “Звезде”. Они существуют до сих пор.
Издательства обращают внимание на авторов, которые уже как-то заявили о себе. Они видят: этот писатель понравился людям с таким-то литературным вкусом. И начинают рассматривать вас с пристрастием. К слову, у нас очень пишущая страна: в сутки в издательство приходит по 130—150 романов.
Ещё один вариант пробиться — общаться со своими коллегами, уже состоявшимися писателями. Потому что, несмотря на большую конкуренцию в нашей среде и маленькие гонорары, альтруизм по-прежнему присутствует, и любовь к литературе, бывает, побеждает конкуренцию.
Кино, которого нет
К сожалению, фильмы по подростковым книгам в нашей стране практически не снимают. Из экранизаций могу назвать только “КостяНику” по повести Тамары Крюковой и “Класс коррекции” по произведению Екатерины Мурашовой. Кстати, на сайте литературного конкурса “Книгуру” можно почитать новую книгу Мурашовой “Дом за радугой”. Это замечательная антиутопия, которая рассказывает о том, что происходит в нашем обществе — в его самой благополучной части, до абсурда развивая тему воспитания детей в будущем. Екатерина Мурашова — практикующий психолог, она прекрасно раскрывает темы инклюзии, психологических возможностей. На первый взгляд, общество будущего идеально, но чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, какие страшные вещи происходят в нём…
Кино для подростков не снимают, но интересующиеся этим жанром люди есть. Я написала сценарий по своей книге, и, говорят, он понравился режиссёру. Так что, может быть, по “Голове-жестянке” будет фильм. И, надеюсь, он получится хорошим.
Досье
Серафима Орлова, драматург, детский писатель, театральный деятель.
Родилась в Омске в семье театральных деятелей. Окончила филологический факультет ОмГУ имени Ф. М. Достоевского. Работала заведующей литературной частью в ТЮЗе, тогда же написала первую пьесу “Дерево без цветов”.
Серафима — создатель и руководитель театрального проекта “Вишнёвый шкаф”. Проект создан для популяризации современной актуальной драматургии, привлечения внимания молодёжи к современному театру и его возможностям.
В 2015 году Серафима стала победителем конкурсов проектов на молодёжном форуме “Таврида”, получила приз — грант на театральный проект “Сорокин”. В 2016-м и 2017 годах побеждала в конкурсе “В поисках новой пьесы”.
Её книга “Голова-жестянка” вошла в короткий список литературного конкурса “Книгуру”. Также за это произведение Серафима Орлова получила премию В. П. Крапивина.
Нюанс
Красноярская ярмарка книжной культуры — проект Фонда Михаила Прохорова. Выставки лучших издательств, презентации книжных новинок, насыщенная профессиональная и культурная программа — ярмарочные дни традиционно насыщены событиями. В рамках КРЯКК проходят встречи с писателями и поэтами, мастер-классы, дискуссии, спектакли и концерты.