Проспект культуры

В красноярском Доме журналиста открылась выставка фотографа Юрия Бармина

Уникальные снимки Юрия Бармина, собственного фотокорреспондента ТАСС по Красноярскому краю, знала вся страна

В красноярском Доме журналиста открылась выставка фотографа Юрия Бармина

“Оказаться в нужное время в нужном месте”. Эта расхожая фраза придумана как будто специально для тех, кто сохраняет историю для будущих поколений, а именно — для фотокорреспондентов и операторов. Удачно подмеченный и выхваченный кадр зачастую говорит больше, чем целая страница текста.

Напористость, умение видеть картину целиком, способность подмечать “говорящие” детали, обычное человеческое любопытство, в конце концов, — вот далеко не полный список качеств, которыми обладает настоящий мастер. Именно таким был Юрий Бармин, собственный фотокорреспондент ТАСС по Красноярскому краю, чьи уникальные снимки знала вся страна. Регион в то время стремительно развивался, и буквально все знаковые события нашли своё отражение в творчестве (это не преувеличение) Юрия Фёдоровича. Самые яркие его снимки представлены на выставке в Доме журналиста (проспект Мира, 3).

Взрыв перемычки Красноярской ГЭС. Фото Юрия Бармина.

Перекрытие Енисея, строительство Красноярской ГЭС, возведение Саяно-Шушенской — тысячи кадров, километры фотоплёнки. Коммунальный мост. Первый алюминиевый слиток, полученный на КраЗе. Пребывание в нашем городе и крае руководителей государства: Лазарь Каганович за одним столом с тружениками-сельчанами; Никита Хрущёв в тамбуре подъезжающего поезда; Леонид Брежнев со своей свитой... Первый космонавт Юрий Гагарин улыбается девчатам-бетонщицам в Дивногорске. Главный немецкий коммунист Вальтер Ульбрих выступает с речью на фоне огромного портрета Карла Маркса. Неукротимый Фидель в полувоенном френче и знаменитом берете приветствует красноярцев (к слову, вся его “прогулка” по городу — это проход от самолётного трапа до здания аэровокзала).

Менее пафосные, но не менее, а может, и более значимые и очень интересные во всех смыслах снимки: пантеон на Курейке, где отбывал ссылку Сталин; отъезд ансамбля танца Сибири на гастроли; обработка пушнины в здании Благовещенского собора, где долгое время располагалась кожевенная фабрика. Те самые моменты, из которых, как лоскутное одеяло, соткана сама жизнь.

...“Оказаться в нужное время в нужном месте”... Этого всё-таки мало. Ведь в каждом снимке так или иначе есть сюжет, и автор выступает режиссёром. Показательно в этом смысле фото “Выборы в Эвенкии”. Тут и вертолёт, и олени, и чум, и северяне в национальных костюмах. При этом совершенно точно видно, что это не постановка, а именно удачно срежиссированный, то есть снятый с правильной точки кадр.

Творческое наследие автора — многие тысячи фотографий, некоторые ещё ждут своего признания. Сын мастера, известный красноярский фотокорреспондент Борис Бармин представил, например, редкий снимок, сделанный в 1960 году (прежде публиковался только его фрагмент): вид с вертолёта на старый стадион “Динамо”, краеведческий музей, понтонный мост на остров Отдыха, ещё не соединённый с островом Молокова... Вот она, история, которая касается каждого красноярца наряду с событиями всесоюзного масштаба.

Юрий Бармин родился в 1923 году в Ачинске. С детства увлекался радиоделом. Прошёл всю Великую Отечественную войну, от первых дней до победы над милитаристской Японией, в звании старшего лейтенанта, заместителем начальника связи дивизии. Награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, многочисленными медалями. Был контужен.

Вернувшись в родной Ачинск, работал несколько лет в драматическом театре. В 1950-х годах взял в руки фотоаппарат, сотрудничал с редакциями местных газет и, накопив опыт, стал работать в центральной железнодорожной газете “Гудок”. Затем Юрия Бармина пригласили в фотохронику ТАСС собственным корреспондентом по Красноярскому краю.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА