Актуально

Как красноярские железнодорожники восстанавливали пути под авианалётами

Крещение под бомбёжкой.

Как красноярские железнодорожники восстанавливали пути под авианалётами

Когда в августе 1944 года советские войска освободили литовский Каунас, Красноярская железная дорога направила туда своих специалистов для восстановления разрушенной железнодорожной станции. Одним из её руководителей был назначен Сергей Афанасьев — начальник ачинской станции КЖД.

После войны Сергей Андреевич рассказывал сыну Анатолию о том, как железнодорожникам приходилось работать под бомбёжками: немцы, выбитые из Каунаса, всеми силами пытались вернуться в город, непрерывно забрасывая его снарядами и авиабомбами.

— Мне запомнился рассказ отца, как во время одной из особенно сильных бомбёжек пропал начальник станции, — рассказывает Анатолий Афанасьев. — Когда всё утихло, его долго искали, а нашли в итоге по частям — голову и тело в разных местах.

Самому Анатолию Сергеевичу в то время было всего четыре месяца, он тоже находился в Каунасе и даже был там крещён. «Обряд проходил в большом городском соборе и тоже во время обстрела, — вспоминает Анатолий Афанасьев. — Как мне рассказывали, я был так напуган, что изо всех сил вцепился ручонками в бороду священника. Он аккуратно оторвал меня, улыбнулся и окунул в купель».

Почти вся послевоенная трудовая биография отца Анатолия Афанасьева связана с Красноярским краем: Транссибирская магистраль, Иланское отделение железной дороги, железная дорога Бородинского угольного разреза — вот её основные вехи. На последнее место работы Сергей Афанасьев пришёл в 1959 году, когда разрез набирал обороты и привлекал специалистов с высшим образованием и опытом работы. Свою карьеру здесь Сергей Андреевич начал сразу с должности начальника службы движения поездов, а впоследствии дослужился до главного инженера транспортного цеха. При этом всю жизнь оставался скромным, трудолюбивым человеком, преданным своему делу.

«Мы привыкли видеть его в сапогах, в брезентовом плаще поверх телогрейки, уставшим, но довольным: он делал любимое дело», — вспоминает об отце Анатолий Афанасьев.

Это время в железнодорожном хозяйстве Бородинского разреза ознаменовалось важными технологическими изменениями, во внедрении которых Сергей Андреевич непосредственно участвовал. Так, в начале 1960-х годов на смену старым, порой ещё дореволюционным маломощным паровозам пришли более мощные и современные американские. Потом и их заменили — на магистральные тепловозы и промышленные электровозы. Всякий раз подготовка из бородинских железнодорожников специалистов для новых видов локомотивов была одной из главных забот главного инженера. Машинистов приходилось переучивать и пересаживать на новые машины в полном смысле «с паровозных колёс». Также на время Сергея Афанасьева пришлись электрификация железнодорожных путей на вскрыше и создание ремонтной базы тепловозов и электровозов угольного предприятия. Сегодня Бородинское погрузочно-транспортное управление, ответственное за всё железнодорожное хозяйство разреза-гиганта, — крупнейшее предприятие промышленного железнодорожного транспорта. И в этом, безусловно, есть и заслуга Сергея Андреевича Афанасьева.

Анатолий Сергеевич Афанасьев — известный бородинский писатель, историк-краевед, автор ряда изданий и многочисленных публикаций, посвящённых истории его семьи и семей многих других фронтовиков Бородино. В прошлом, как и отец, он всю трудовую жизнь связал с Бородинским угольным разрезом.

Справка

Партнёр материала — одна из ведущих угледобывающих компаний мира СУЭК. С мая 2007 года ОАО «Разрез Бородинский» входит в состав ОАО «СУЭК-Красноярск». На предприятии работают более 70 000 человек.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА