Стадион

Алексей Князев: “Мечтаю поднять над головой Кубок за победу в ВХЛ”

Нападающий ХК “Сокол” Алексей Князев о прогрессе, лучших игроках и хоккейной мечте.

Алексей Князев: “Мечтаю поднять над головой Кубок за победу в ВХЛ”

Четыре года назад молодой форвард Алексей Князев пополнил ряды красноярского “Сокола”. Три сезона он не всегда был стабилен. То ярко вспыхивал и забрасывал сумасшедшие шайбы, то уходил в тень и ничем себя не проявлял. И вдруг в прошедшем чемпионате Князев выстрелил. Алексей провёл лучший сезон в карьере. Огорчив вратарей соперника 26 раз, он установил рекорд “Сокола” по голам за чемпионат. О том, как это получилось, о разнице в выступлении “Сокола” в регулярке и плей-офф, о выборе в пользу хоккея перед футболом и о многом другом Князев рассказал “Стадиону”.

— Три сезона в “Соколе” Вы регулярно попадали в состав, играли неплохо, но при этом не феерили. И вдруг в этом чемпионате стали рекордсменом “Сокола” по голам за регулярку. Это лучший сезон в Вашей карьере?

— Да, лучший. От него только положительные эмоции, исключая результат в плей-офф. Регулярный чемпионат был хороший. Благодарен всем партнёрам, с ними приятно было выходить на лёд.

— В чём причина такого преображения? Во время межсезонья были чувства и мысли, что этот чемпионат станет таким прорывом для Вас?

— Мог бы сказать, что готовился в обычном режиме, но это не так. Я и в прошлые годы со всей серьёзностью подходил к работе в межсезонье, однако на этот раз выжал из себя всё и даже больше. Прекрасно понимал, что уже подходит возраст, когда надо выходить на качественно иной уровень. Поработал со своим внутренним состоянием, голову настроил на правильную волну. Помогли доверие тренера и те партнёры, с которыми чаще всего выходил на лёд.

— Первая пятёрка “Сокола” наводила ужас на соперников в регулярном чемпионате. Как удалось в столь короткие сроки так сыграться и почувствовать друг друга?

— С Антоном Гловацким я знаком на протяжении многих лет. Играл с ним и в Воронеже, и в Красноярске. Прекрасно знаю сильные стороны Антона и то, чего от него ждать на льду. С Дмитрием Цыгановым вместе играли в прошлом сезоне. А Владимир Коротков и Егор Журавлёв здорово влились в наше звено и значительно его усилили. Взаимопонимание появилось уже в начале сезона. Да у нас вообще ребята в этом году хорошие собрались. Когда меня ставили в третье звено, там тоже проблем не возникало.

— Как Вы думаете, удалось бы забросить 26 шайб, если бы играли не с Гловацким в одном звене?

— Тяжело сказать, сколько бы забросил, если бы играл без Антона. Здесь можно только гадать. Точно знаю одно: мне с ним комфортно взаимодействовать. При этом не могу сказать, что в “Соколе” нет людей, с кем бы мне неприятно было играть. Но к Гловацкому я больше привык, что ли. Он и раньше отдавал мне много потенциально голевых передач, но тут уже дело во мне было, с реализацией возникали проблемы.

— Какие шайбы этого сезона получились, на Ваш взгляд, наиболее красивыми?

— Раньше я стремился обыгрывать и улучшать позицию, в свой бросок особо не верил. В этом сезоне поменял акценты, старался бросать больше. “Нефтянику” в девятку хорошо попал. “Зауралью” хорошую шайбу забросил. В матче с “Югрой” получился хороший гол, когда обокрал защитника в их зоне и поразил пустые ворота. Я не плеймейкер, особым пасом и глазами на затылке не обладаю, как тот же Гловацкий, но научился более грамотно использовать свои сильные стороны.

— Перед началом сезона, когда стало понятно, в каком дивизионе сыграет “Сокол”, мало кто мог подумать, что он попадёт в плей-офф, по крайней мере по бюджету и составу красноярцы в первую восьмёрку Востока не входили. За счёт чего удалось настолько уверенно попасть в матчи на вылет, проведя едва ли не лучший регулярный чемпионат в истории команды?

— В хоккей играют не фамилии, а живые люди. У всех нас по две руки, две ноги, одна голова. Есть более известные имена на бумаге, но только на льду решается, кто сильнее в данном конкретном матче. Считаю, что мы провели хороший чемпионат. Наш выход в плей-офф не сенсация. Это объективный результат нашей работы на тренировках, нашей игры в матчах чемпионата. Считаю, что должны были ещё выше забраться, но много очков потеряли с командами, которые вообще в плей-офф не попали.

— Моё мнение, в определённый момент у команды появилась огромная уверенность в собственных силах. Для сравнения — домашний матч с “Рубином”, где “Сокол” уступил без вариантов, а вскоре из тяжелейшего выезда в Ханты-Мансийск и Тюмень привёз три победы из четырёх, действуя и с “Югрой”, и с тем же “Рубином” с позиции силы. Как за столь короткий срок команда так поменялась?

— Поймали кураж. Я не скажу, что мы с “Рубином” дома плохо играли тогда. Тюменцы — жёсткий и колючий соперник. Они тебе под кожу залазят и заставляют действовать в таком же ключе. А мы не смогли тогда навязать свой стиль. Затем были четыре подряд встречи с “Ермаком”. Восточносибирское дерби, в котором игра идёт от ножа, независимо от мест в таблице. Мы забрали все матчи и в Ханты-Мансийск поехали в отличном настроении, крылья за спиной выросли. Там выиграли два раза. А потом был “Рубин”, с которым мы бились на равных и обменялись победами, причём во втором поединке просто сил не хватило уже.

— Весь регулярный чемпионат “Сокол” играл от себя, и когда соперником в первом раунде плей-офф стал казанский “Барс”, шансы пройти дальше были вполне ощутимыми. Однако в первых двух домашних матчах серии вас было не узнать. “Сокол” играл совершенно не так, как мог. Понятно, что казанцы значительно усилились игроками из КХЛ. Но сложилось впечатление, что дело не в этом, а в вас самих. Показалось, что игроки не поняли, что регулярка уже закончилась и начались матчи, когда каждая победа на вес золота. Что это было? Недостаточный настрой, недооценка соперника или что-то иное?

— Когда попался “Барс”, даже мысли не было о какой-то недооценке. Все понимали силу этого соперника и ждали, что серия получится максимально сложной и боевой. Никакого страха перед игроками КХЛ не было, присутствовало уважение к сопернику. Мы знали, как играют казанцы, а они всегда гнут свою линию, действуют в мощной силовой манере. Даже не знаю, что сказать, возможно, подошли к первым матчам не на максимуме, не были готовы к тому, что стал с первого матча показывать “Барс”.

— Было чувство, что уважение к сопернику даже чрезмерное. “Сокол” не играл в свой хоккей. А отдал инициативу сопернику и ждал его ошибок, хотя ранее так не действовал.

— Сейчас я могу много причин назвать, но все они будут звучать как оправдание. Все знают, что в плей-офф имеет значение любая мелочь. Назову один момент. “Барс” и так более молодая команда. При этом она летала чартерами, а мы нет. У них было больше часов на восстановление, которые в плей-офф драгоценны. В матчах на вылет ВХЛ нет слабых команд, и это не просто слова. Все бились, все имели шансы. Откровенных аутсайдеров не было. Даже Пенза с “Рубином” кусалась.

— После победы над “Соколом” казанцы набрали сумасшедший ход, и, на мой взгляд, если бы плей-офф не был остановлен, вполне могли бы стать чемпионами. Согласны?

— Я сразу после нашей серии сказал, что “Барс” минимум в финале будет, если так же продолжит. Он и с нами здорово играл, против “СКА-Невы” великолепно себя показал.

— Резюмируя выступление в этом чемпионате, какую оценку за сезон Вы поставите себе?

— Себя не оцениваю.

— Скромность не всегда благо. Вы провели лучший сезон в карьере, установили собственный снайперский рекорд, попутно побив рекорд “Сокола”, были признаны болельщиками самым ценным игроком сезона.

— И всё же воздержусь. Личную цель на сезон я действительно перевыполнил. Ставил задачу — забить 20 голов. Но в общем по оценке игры надо у тренеров спрашивать. Не могу сказать про себя, лучше я кого-то или хуже, кому-то больше повезло, кому-то меньше.

— Какой из вылетов с “Соколом” из плей-офф за четыре сезона был наиболее обидным?

— От “Зауралья”. Там все игры были примерно равными, столько овертаймов сыграли. Считаю, что могли вытянуть ту серию, немного не хватило.

— Я думал, Вы назовёте серию с “Нефтяником”, когда у “Сокола” был по именам едва ли не сильнейший состав в лиге во главе с Александром Сёминым, но Альметьевску серия была проиграна вчистую.

— Там обидно не было. Нас полностью превзошли по всем показателям. Какие могут быть вопросы.

— Знаю, что в отпуске до пандемии вы играли в футбол в чемпионате Воронежской области. В детстве занимались и хоккеем, и футболом, почему выбор был сделан в пользу шайбы?

— В хоккей я пришёл в 6 лет, а в футбольную школу “Факела” меня пригласили в 11, до этого во дворе играл. Меня заметили и позвали в команду 1994 года рождения. На первую тренировку пришёл в том, что было: почти рваные кеды, футболка, шорты, а ребята все в красивой форме, бутсах. Однако не стушевался и через некоторое время стал капитаном команды. Действительно, многое получалось. Играл в нападении, много забивал, тренер говорил, что есть хорошие перспективы. Но хоккей мне всегда нравился больше, чем футбол. Наш вид спорта более динамичный. Жёсткий. В футболе много симуляций, в силовой борьбе некоторые падают и изображают вселенские муки, это неприятно. Поэтому, когда встал конкретный вопрос, что выбрать, я остановился на шайбе.

— За футболом следите?

— Бывает. И даже с удовольствием. Но только европейским. Наш как-то не заходит. Российский чемпионат мне не интересен. За сборную никогда особо не переживал, кроме домашнего мундиаля, там она действительно удивила, прекрасные эмоции подарила. Очень рад за ребят, но при этом не понимаю до конца всех восторгов. Они же не выиграли и даже в медали не попали. Конечно, футболисты могут сказать: “Кто ты такой, чтобы нас оценивать? Сам-то на каком уровне играешь?” Футбол у нас — вид спорта номер один. При этом в хоккее гораздо больше достижений. Если сборная не берёт золото на чемпионате мира — это неудача. А у футболистов выход в 1/4 финала — огромный успех. Не хочу обидеть пацанов-футболистов, просто выражаю своё мнение. Понимаю, что все делают свою работу, как могут.

— Вашей семье комфортно в Красноярске?

— Вполне. В первое время было тяжело. Друзья, близкие остались в Воронеже. Сейчас уже привыкли. Единственная проблема — чёрное небо, а так хороший город, есть куда выбраться с семьёй. Опять же много профессиональных команд по разным видам спорта, можно сходить, посмотреть.

— Тройка лучших российских игроков прямо сейчас.

— Александр Овечкин. Он подтверждает свой высочайший уровень каждый год. Кто ещё способен в современном хоккее столько забивать из сезона в сезон? Назову Артемия Панарина. Импонирует его манера игры. По-настоящему творит на льду. Всегда на позитиве. Если что-то не получается, не заморачивается. Видно, что он любит хоккей и получает от него максимальное удовольствие. А третий — Евгений Малкин. Он также на протяжении многих лет держит высочайший уровень, да и достаточно просто посмотреть, что Малкин выиграл за карьеру.

— Если всё будет так же плохо и следующий сезон не состоится, чем займётесь?

— Таксовать пойду. Шутка. На самом деле даже не думаю об этом. Уверен, что всё закончится хорошо и спорт вернётся.

— Жить без хоккея возможно?

— Возможно, но как это, я не представляю.

— Хоккей — это лучшая игра на свете?

— Безусловно.

— Что должно случиться в вашей карьере, чтобы вы сказали: “Я самый счастливый человек на земле”?

— Мечтаю поднять над головой Кубок за победу в плей-офф ВХЛ, а дальше посмотрим.

— 26 голов за регулярку — предел для Алексея Князева.

— Буду надеяться, это только начало. Верю, что способен на большее.

ДОСЬЕ

Алексей КНЯЗЕВ - хоккеист, нападающий.

Родился в Воронеже 23 января 1994 года.

На молодёжном уровне играл за ярославский “Локомотив” и “Серебряных львов” из Санкт-Петербурга. Карьеру в ВХЛ начал в “Буране” из родного города. Параллельно выступал в ХК “Россошь” в МХЛ.

В 2016 году перешёл в “Сокол”. Вместе с “крылатыми” дважды подряд выходил в 1/4 плей-офф ВХЛ, что стало лучшим результатом в истории красноярского клуба. В сезоне 2019—2020 забросил 26 шайб, установив личный рекорд. Всего в регулярном чемпионате набрал 40 очков в 53 матчах.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА