Наука и образование
В музее красноярской школы № 19 более 4000 экспонатов
Внушительную экспозицию учителя и ученики собирали по крупицам.
90 лет назад в здании бывшего красноярского Ольгинского приюта — в двухэтажном особняке на берегу Енисея — открылась школа № 19, фабрично-заводская семилетка. Спустя 11 лет её ученики, выпускники, учителя отправились на Великую Отечественную. Многие из них не вернулись — погибли, пропали без вести. В 1975 году в школе, уже в её новом здании на улице Толстого, 43, оставшиеся в живых выпускники-ветераны и новые ученики решили восстановить её историю. “Городские новости” побывали в школьном музее “Память” и поговорили с его руководителем Серафимой Аксельрод.
Имена на обелиске Славы
Серафима Семёновна собирает музейную коллекцию по крупицам более 40 лет. Это долгая и кропотливая работа: беседы с участниками войны, вернувшимися в Красноярск, переписка с теми, кто жил за пределами края, публикации в печати, изучение воспоминаний. Много для исследования и сохранения истории делали и делают школьники. А первые экспонаты в музей передали те самые ветераны, которые закончили 10-й класс в 1941 году (с 1935 года школа стала полной, 10-летней), их в школе называют “огненным выпуском”.
— Выпускники 1941—1942 года оказались очень дружными, — рассказывает Серафима Семёновна. — В 1974 году пришли бывшие ученики, сказали: “У нас есть погибшие, давайте сохраним память о них”. Информацию искали долго, ездили к нашим выпускникам в Москву, Ленинград, к нам из Севастополя приезжали выпускники 1936 года. Музей мы открыли в 1985 году. К этому времени удалось собрать много материалов об учениках и учителях — участниках войны. Теперь их имена выбиты на обелиске Славы, установленном в школьном дворе.
Чем увлекались учащиеся школы — будущие солдаты Великой Отечественной? О чём мечтали, какие стихи сочиняли? О чём писали со срочной службы и с фронта?
— Выпускник 1941 года Александр Визнер до войны занимался авиацией, — продолжает руководитель музея. — Сестра Александра сохранила его дневник, в нём он пишет об аэроклубе, о девочке, которая ему нравилась, о драмкружке. Но пилотом ему стать не удалось: к началу войны лётчиков оказалось больше, чем самолётов. Александра отправили в Томское артучилище.
Довоенные фотографии классов, фронтовые снимки, письма, похоронки — всем этим экспонатам нашлось место в просторной комнате на первом этаже школы. Большую часть экспозиции составляют артефакты, найденные в поисковых экспедициях на местах сражений.
Судьба поэта и партизана
В чёрных рамках — фотографии погибших на войне. Среди них — снимок Анатолия Седельникова — выпускника 1938 года, участника Великой Отечественной войны, поэта. До войны он успел поработать корреспондентом газеты “Большевик Енисея”. В 1940-м был призван в Красную армию, его часть участвовала в ожесточённых боях, оказалась в окружении. Анатолию Васильевичу удалось бежать, присоединиться к партизанскому отряду, с которым он и воевал с 1942 по 1944 год, был удостоен ордена Ленина и ордена Отечественной войны I степени. Но отпраздновать Победу Седельникову не довелось, он погиб на территории Польши.
— В 1941 году он попал в плен — под Витебском или под Вязьмой — до сих пор не установлено, — рассказывает Серафима Семёновна. — Мы ездили несколько лет подряд в Подольский архив, но нет точной информации. Зато есть мемуары командиров партизанского отряда. Они пишут, как Седельников попал к ним, о том, за что был удостоен ордена Ленина. Есть письма, которые он отправлял с фронта родным, стихи, сохранился и довоенный дневник — его он закончил и переслал жене Нине 24 июня 1941 года. Сохранились и воспоминания одноклассников Анатолия Васильевича.
Долгие годы актив музея, куда входят и ученики, и выпускники — профессиональные поисковики, — собирали информацию о судьбе Анатолия Васильевича, а два года назад школе № 19 было присвоено имя героя.
Вахта памяти
30 лет каждую весну отряды поисковиков из 19-й школы отправляются в европейскую часть России, где проходили самые страшные бои Великой Отечественной. Первые экспедиции были связаны с именами бывших учеников. В 1987 году отряд побывал в Польше, чтобы найти место гибели Анатолия Седельникова, в 1989-м — в Венгрии, на могилах выпускников Виктора Крушинского и Игоря Широкова.
А с 1990 года ребята участвуют в общероссийских экспедициях в Новгородской, Волгоградской, Смоленской, Тверской, Ленинградской областях, Республике Карелии. За 30 лет поднято около четырёх тысяч бойцов, более 200 медальонов.
— В 1989 году мы решили организовать свой отряд, на раскопки поехали в 1990-м, — говорит Серафима Аксельрод. — Нам помогал горком партии, красноярские заводы, воинские части, они экипировали нас в первую экспедицию. Начинали поисковую работу с Сычёвского района Смоленской области, где сражалась 17-я (119-я) гвардейская стрелковая Духовщинско-Хинганская Краснознамённая ордена Суворова дивизия. У нас в музее уже много лет хранится копия знамени этой дивизии. Затем были Чудовский район и Старая Русса Новгородской области — это долина смерти, где также сражались наши дивизии. Красноярцы воевали везде, но не всегда целыми подразделениями. Под Сталинградом, например, отдельных красноярских дивизий не было, но выпускник 1942 года Игорь Широков воевал там, дошёл до Венгрии.
В первом отряде были ученики 19-й школы, дзержинцы Кировского и Октябрьского районов. С тех пор на раскопках побывали поколения детей — более двух тысяч школьников.
— Сегодня в Красноярской региональной общественной молодёжной патриотической организации “Вечный огонь” 25 отрядов, в них состоят молодые люди из всех районов края, — продолжает Серафима Семёновна. — Большинство бойцов, чьи останки удалось поднять, сложно опознать — хорошо, если у десятка из сотни будут медальоны или другие предметы. Иногда нельзя даже сразу понять по останкам, советский это боец или вражеский. Немецкие солдаты, например, забирали с убитых и раненых советские сапоги. Но по цвету лоскутов шинели, по пуговицам можно определить принадлежность к одной из воевавших сторон.
С самого начала поисковой работы в экспедициях участвовал учитель музыки, руководитель хора “Искра” школы № 19 Сергей Ежак. Дважды хор побывал в Новгородской области, где в праздничные Дни Победы выступал перед жителями Великого Новгорода, Старой Руссы, на торжественном захоронении. А главные зрители и слушатели песен в исполнении хора “Искра” — красноярские ветераны.