PRO движение
Кто управляет красноярскими автобусами
Мы побывали в центральной диспетчерской «Красноярскгортранса»
На экране монитора карта города, на ней почти сотня небольших точек. Если внимательно присмотреться к изображению, то становится понятно, что эти флажки движутся. За каждой такой меткой скрывается пассажирский автобус. Центральную диспетчерскую службу МКУ “Красноярскгортранс” без преувеличения можно назвать центром управления общественного транспорта. Ежедневно на улицы города выходит около тысячи автобусов, троллейбусов и трамваев. За тем, чтобы эта армия машин работала слаженно, как один организм, следят 14 диспетчеров, каждый отвечает примерно за пять-шесть маршрутов (это около 60—70 единиц транспорта).
Ольга Вагузова — одна из опытнейших сотрудниц центральной диспетчерской службы. Мониторингом работы общественного транспорта она занимается уже десять лет. За это время она успела поработать с каждым городским маршрутом краевого центра. Сейчас в зоне её ответственности автобусы № 23, 26, 56, 65 и 92.
“Моя задача — следить за тем, чтобы экипажи соблюдали расписание и интервал движения между автобусами, — рассказывает Ольга Анатольевна. — Если какой-то автобус вдруг по какой-то причине сходит с рейса, либо поломка, либо авария, тогда я должна оперативно пересмотреть интервал движения оставшихся на линии машин, скорректировать расписание, если на улицах пробки. Какой-то автобус отправить с конечной пораньше запланированного или, наоборот, попозже”.
Это сейчас все красноярские автобусы оборудованы системами ГЛОНАСС и рациями, поэтому информация о движении общественного транспорта на монитор диспетчеров попадает в режиме реального времени, и в случае чего сотрудник службы может по рации связаться с водителем, чтобы скорректировать планы, десять лет назад о такой оперативности даже мечтать не приходилось.
— Когда не было единой системы мониторинга движения общественного транспорта, каждый перевозчик работал так, как ему заблагорассудится, — вспоминает Ольга Вагузова. — Что приводило к частым гонкам, несоблюдению интервалов и банальному невыходу на линию. Сейчас все поездки фиксируются в системе, и любое нарушение легко доказывается.
Как рассказывает руководитель МКУ “Красноярскгортранс” Константин Штукин, центральная диспетчерская служба, которой в этом году исполнилось десять лет, не только контролирует движение автобусов, троллейбусов и трамваев, но и консультирует пассажиров о работе общественного транспорта, принимает жалобы на работу перевозчиков. “В частности, мы принимаем заявки от горожан с ограниченными возможностями, — поясняет Константин Александрович. — Получив такой сигнал, мы передаём сведения о месте посадки и высадки особенного пассажира водителю. Экипаж в курсе, что на такой-то остановке нужно открыть аппарель и помочь пассажиру попасть в салон”.
Сервисы, благодаря которым красноярцы могут оперативно отслеживать место нахождения нужного автобуса, — одни из лучших в России. Для обмена опытом на берега Енисея регулярно приезжают делегации. Так, недавно в МКУ “Красноярскгортранс” побывали специалисты из Новосибирска и Монголии.
— Когда мы только начали развивать диспетчерскую службу, у разработчиков было закуплено базовое программное обеспечение, — рассказывает Константин Штукин. — Сейчас технические возможности наших информационных ресурсов стали намного шире. Мой заместитель Александр Сергеевич Рубан уже много лет профессионально интересуется программированием, все свои знания он при помощи штатного айтишника использует для совершенствования программного обеспечения. Мобильная версия сайта, сервисы для маломобильных групп и другие ресурсы — всё это разработки наших сотрудников.
Константин Александрович отмечает, останавливаться на достигнутом Красноярскгортранс не собирается. Уже практически готов к внедрению новый сервис “диспетчерская ведомость”, который позволит контролировать, сколько времени в дороге проводит тот или иной экипаж. Это необходимо, чтобы проверять соблюдение перевозчиками режима труда и отдыха подчинённых. Кроме того, готовится новая версия сайта, которая будет более удобной для пользователей.
На заметку
Подробную информацию о работе общественного транспорта можно узнать на сайте mu-kgt.ru, а также по телефону call-центра 223-55-56. Замечания и предложения принимаются по телефону 256-84-04 в рабочее время либо по электронной почте: trans@admkrsk.ru.
Фото: Александр Черных