Стадион

Елена Вяльбе: биография и карьера лыжной легенды

Эту спортсменку в своё время нарекли “магаданским самородком”, а легендарный финский гонщик Мика Мюллюла даже назвал её величайшей лыжницей всех времён и народов

Елена Вяльбе: биография и карьера лыжной легенды

Эту спортсменку в своё время нарекли “магаданским самородком”, а легендарный финский гонщик Мика Мюллюла даже назвал её величайшей лыжницей всех времён и народов. Поэтому не использовать возможность, чтобы пообщаться с прославленной соотечественницей-лыжницей во время её визита в Красноярск, мы просто не могли. Знакомьтесь: сегодняшняя гостья — трёхкратная олимпийская чемпионка, президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе.

Вы родились в Магадане, жили и в Таллинне, и в Москве…

— Поправлю сразу: в Москве я никогда не жила. В Таллинне — да, когда была замужем за Урмасом Вяльбе. А после нашего развода переехала, но не в столицу, а в Московскую область, с 91-го года там, собственно, и проживаю.

Тем не менее Вы повидали массу городов: в каком из них чувствуете себя наиболее свободно и уютно?

— Если говорить о каком-то конкретном, то это, безусловно, Магадан. Стараюсь хотя бы дважды в год обязательно наведаться в свой родной город, правда, расстояние и неотложные дела не всегда позволяют осуществлять такие поездки.

Вы побывали и спортсменкой-лыжницей, и тренером национальной лыжной сборной, сейчас возглавляете Федерацию лыжных гонок страны: что оказалось сложнее?

— Ой, да спортсменом-то какие проблемы быть?! Никаких забот: лыжи в руки и беги на тренировку или отправляйся на соревнования. Быть спортсменкой — это было на сто процентов моё. А вот в качестве тренера, руководителя, конечно, всё значительно сложнее — куда нервознее и в разы ответственнее. Я и сейчас занимаюсь любимым мною делом, очень хочу, чтобы наши лыжники были впереди планеты всей, показывали самые высокие результаты. Но быть спортсменкой во много раз проще. Хотя мы пахали просто безумно, и сил оставалось только на то, чтобы добрести до постели и рухнуть в неё.

Свою спортивную карьеру Вы завершили после Олимпиады в Нагано всего лишь в тридцать лет. Не сожалеете, что слишком рано, продолжение могло быть?

— Я по характеру всё-таки человек-лидер, и оставаться в команде просто для того, чтобы побыть в ней ещё какое-то время, это точно не моё. На тот момент я понимала, что мои ресурсы — и физические, и моральные — исчерпаны. Сказать, что ушла рано: вроде бы да, всего тридцать. Но я ведь и пришла в большой спорт тоже очень рано — в девятнадцать лет стала чемпионкой мира среди взрослых. И все последующие одиннадцать лет бегала на пике спортивной формы. Считаю, что, достигнув вершины своих собственных возможностей, спортсмены должны уходить.

А насколько это подтверждается на примере Галины Кулаковой, оставившей лыжи в сорокалетнем возрасте?

— Исключения бывают. Но не забывайте, что Кулакова и в большой спорт пришла отнюдь не в раннем возрасте. Я полагаю, что для всех спортсменов существует максимальный срок, приблизительно 10—12 лет, когда человек способен работать на износ, выдавать результаты. Мне можно было, конечно, и остаться в команде ещё, меня ведь никто не выгонял, ушла сама. На тот момент я не была последней в сборной, но понимала, что вскоре начну уступать молодым. А просто отбывать свой номер в сборной — это не для меня.

Вы установили рекорд в женском лыжном спорте: пять золотых медалей, весь комплект высших наград, завоёванных на чемпионате мира в Тронхейме в 1997 году.

— Сама не знаю, что такое произошло со мной тогда, как это получилось. (Улыбается.)

А всё-таки вспоминаете об этом с гордостью, считаете себя лыжной легендой?

— Отношусь абсолютно спокойно. Да и называть это рекордом, наверное, не совсем правильно. Я считаю, что это даже некорректно сравнивать завоёванные спортсменами комплекты наград, заявлять, что побит чей-то рекорд. Я не побивала чьи-то медальные достижения. Как, например, можно сравнивать меня и Кулакову: в её пору лыжницы бегали только три гонки, а я пришла, когда на чемпионатах мира, Олимпиаде бегали уже четыре. Потом их стало пять, а сейчас добавилась и шестая. Норвежские журналисты как-то поинтересовались: как я отношусь к тому, что их лыжница Марит Бьорген решила завоевать все шесть высших наград, сделать всё, чтобы опередить меня. Да ради Бога, если спустя семнадцать лет пришло и её время!

Так что лыжной легендой я себя не считаю. Но иногда говорю нашим спортсменам, что мне было бы приятно, если они, хотя бы все вместе, обыграли меня. (Улыбается.) Хочется верить, что такая подначка их тоже как-то стимулирует, подстёгивает.

Вы уже обмолвились, что считаете себя человеком-лидером. По знаку Зодиака Вы Овен. Уверяют, что таким людям вообще присуще стремление быть первыми. Это стремление действительно заложено в Вашем характере, и с какого возраста оно начало проявляться?

— В детстве мы очень долго жили с мамиными родителями, дедушкой и бабушкой. Дед отличался очень сильным характером и всё время говорил мне: “Не жди, когда тебя ударят, бей по морде первой”. Этот его совет я запомнила на всю жизнь, и теперь повторяю его своим детям, внукам.

Считаете это действенным жизненным правилом?

— Мне кажется, если ты убеждён в своей правоте, зачем терпеть, позволять, чтобы тебя возили фейсом по тэйблу? Наверное, лучше решиться самому доказать эту свою правоту. “Бить по морде” — это, конечно, выражение фигуральное, объяснить всё доступно можно и другими, вполне мирными приёмами и средствами.

Елена Валерьевна, вдобавок ко всему Вы ещё и председатель попечительского совета женского хоккейного клуба “Торнадо” из подмосковного Дмитрова. Чем это объясняется — Вашим увлечением хоккеем с шайбой или просто женской солидарностью со спортсменками-хоккеистками?

— Наверное, и тем, и другим. Правда, инициатором такого попечительства стала не я. В то время я работала советником губернатора Московской области, а спонсоры, которые занимались этой командой, просто были мои близкие друзья. Они и предложили возглавить попечительский совет хоккейного клуба. Согласилась, проводила с девчонками много времени, приезжала к ним на тренировки, мы вместе отправлялись на соревнования. Надеюсь, что такая опека в чём-то стала стимулом для них.

А сами не пробовали поменять лыжи на коньки?

— А я играла в хоккей! Кстати, ещё до того, как начала заниматься лыжами. А потом сложилась такая ситуация: я пыталась заниматься и лыжами, и коньками, играла с пацанами в хоккей. Пока один раз мне не разбили голову шайбой. Пришла с этой травмой на лыжную тренировку, и тренер сказал: “Ещё раз услышу про твой хоккей, сам оставлю тебя без головы!”. После этого пришлось переключиться исключительно на лыжи. (Улыбается.)

Елена Валерьевна, а что, на Ваш взгляд, почётнее: быть трижды олимпийской чемпионкой или трижды мамой?

— Конечно, мамой! Абсолютно точно! Ведь это — самая высшая награда для женщины. Не знаю, как себя ощущают в отцовской ипостаси мужчины, но для женщины круче звания мамы, считаю, ничего не существует.

Грешат ли спортивными увлечениями Ваши дети?

— Вот тут похвалиться нечем, дети у меня — ребята не спортивные. Есть такая поговорка, что бог на детях отдыхает, поэтому я к этому отношусь спокойно. Никогда не стремилась взять их за руку и отвести в какой-то вид спорта. Старший, Франс, пока был маленьким, занимался лыжами, троеборьем. Но должного здоровья для серьёзного продолжения у него, к сожалению, оказалось маловато. Характер у средней дочери, Полины, честно признаюсь, вообще не подразумевает каких-либо целенаправленных занятий. Последние года два-три, правда, твердит, что хочет стать артисткой, планирует поступать в театральное. Но сохранится ли в ней это желание ещё через пару лет, даже не знаю. Справедливости ради отмечу, что для общего развития она вот уже три года ходит на конкур, а прежде занималась бальными танцами. Ну а младшенькой, Варваре, ещё и трёх годиков не исполнилось, так что с ней пока ничего ещё не ясно. Остаётся надежда на внуков. Франс и его супруга Татьяна хотят, чтобы их дети обязательно занимались спортом. Наставляют уже сейчас: “Будешь хоккеистом или футболистом, не забывай, что бабушка у тебя тоже спортсменка, да какая!”. Конечно, очень бы хотела, чтобы кто-то из нашего рода тоже добился жизненного успеха, стал человеком известным. И не обязательно в мире спорта: пусть это будет музыка, живопись или сцена — абсолютно не важно. Это было бы здорово.

Вы — счастливый человек?

— Ого, какой неожиданный вопрос напоследок! Конечно, я счастлива. Понятие счастья для каждого своё, особое, но, я думаю, мне грех жаловаться. Я занималась любимым делом и достигла в нём высот. Мечтала о том, чтобы у меня было много детей, хотя бы пятеро. Наверное, этой моей мечте полностью осуществиться так и не удастся (улыбается), но зато у меня уже растут внуки! У меня открытое сердце и душа, мне радостно общаться с людьми — и это тоже счастье. Тьфу-тьфу-тьфу — я здорова, меня минуют хвори. Печально, конечно, что у меня рано ушла мама. Но это жизнь, и её надо принимать такой, какая она есть. Одним словом, я действительно по-настоящему счастливый человек!

ДОСЬЕ

Елена Валерьевна ВЯЛЬБЕ

Родилась 20 апреля 1968 года в Магадане

Заслуженный мастер спорта СССР (1989) и России (1992) по лыжным гонкам

Трёхкратная олимпийская чемпионка (Альбервиль, 1992 и Нагано, 1998), 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира

Награждена орденом Дружбы народов (1994), “За заслуги перед Отчеством” III степени (1997), медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” I степени (2014)

С 2010 года — президент Федерации лыжных гонок России

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА