Общество
Нужны ли оценки в начальной школе?
Мнения красноярских педагогов и родителей первоклашек разделились
Отменять ли оценки в начальной школе? Этот вопрос активно обсуждают в последнее время педагоги, родители, дети, эксперты сферы образования. Поводом для дискуссии стало заявление министра просвещения России Ольги Васильевой.
На Всероссийском родительском собрании ей предложили отменить оценки в начальной школе. “Сегодня у нас нет отметок в первом классе, и у малышей их быть не должно — им нужна сильная положительная мотивация к учёбе. В первом классе отметки точно ни к чему хорошему не приведут”, — сказала Ольга Васильева. А вот отмену оценок во вторых — четвёртых классах она назвала дискуссионным вопросом.
После этого специалисты опросили родителей и учеников — как они относятся к такой инициативе. Сотрудники Российской академии образования задали этот вопрос ученикам вторых — четвёртых классов. Оказалось, что 82 процента ребят не против оценок. Не хотели бы их получать, “особенно если это двойки”, только 15 процентов школьников. Остальные три процента не смогли дать конкретный ответ.
Представители Общественной палаты России опрашивали взрослых. Почти 70 процентов респондентов считают, что отменять оценки по пятибалльной шкале в начальной школе не стоит, за отказ от системы оценок для школьников младшего возраста высказались 29 процентов респондентов.
"Пятёрка" — благо или вред?
В профессиональной среде мнения разделились. Некоторые психологи поддерживают отмену отметок. “Взрослые перестают ценить ребёнка как личность, они оценивают его лишь как ученика — хороший он или плохой. Происходит некое обесценивание, и дети это чувствуют”, — считает Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.
Директор Красноярской гимназии № 2 Ирина Штейнберг категорически против отмены оценок для учеников начальной школы.
— Если оценки не будут ставить, за четыре года у ребят сформируется стойкая убеждённость в том, что, как бы они ни занимались, всё хорошо, — говорит она. — У ребёнка не будет мотивации для учёбы. А пятый класс станет шокирующим и для учеников, и для родителей, возникнут “ножницы” между начальной и средней школой. Дети, их мамы и папы не будут понимать требований педагогов. Если изменять систему оценивания, то это нужно делать для всех классов, не только для начальной школы. Но и здесь возникает вопрос: зачем это нужно? Да, в разных странах разные системы оценивания знаний. К нам в гимназию приходили ребята, которые учились в украинских школах. Сейчас в этой стране двенадцатибалльная система отметок. Было непросто перевести их отметки в нашу систему. Десять баллов — это четыре или пять?
Мама первоклассника Дарья придерживается похожей точки зрения.
— Я против отмены оценок. Сейчас в первом классе отметки нам не ставят, но учитель оставляет комментарии в рабочих тетрадях сына, — рассказывает она. — Я вижу, что всё выполнено, прямо скажем, плохо. А комментарий такой — “Вы на верном пути”. Я понимаю, что здесь нужно ставить тройку или двойку, а сын уверен, что у него всё отлично. В первом классе, наверное, такой подход и неплох, но дальше оценки нужны, иначе стимула к учёбе у детей не будет.
А вот папа первоклассницы Андрей считает, что оценки для учеников младшей школы можно отменить.
— Задача младшей школы — подготовить ребёнка к следующей ступени, к средней школе, — говорит он. — Важно, чтобы на этом этапе не оценивали знания, а давали хорошую базу, достойную основу для дальнейшей учёбы. Оценки — это дополнительная нервозность для ребёнка.
В тему
Во Франции первые пять лет обучения педагоги оценивают устный ответ или письменную работу школьников, прибегая к следующим обозначениям: “о.х.” (“очень хорошо”), просто “х” (“хорошо”), “д.х.” (“достаточно хорошо”), и “п” (“просмотрено”). Далее в этой стране действуют двадцатибалльная система оценок.
Как вы считаете, нужны ли оценки в начальной школе? Напишите нам комментарий.
Фото: Александр Черных