Активный возраст
Пенсионер Евгений Дьяченко создает игрушки из пластиковых бутылок
У красноярского пенсионера активная жизненная позиция и необычное хобби.
Режим самоизоляции открыл у многих неожиданные таланты. А кому-то позволил развить те, что уже были. Красноярца Евгения Дьяченко с его коллекцией игрушек из пластиковых бутылок даже показали по краевому телевидению — в сюжете о том, как можно с пользой проводить карантин.
Оригинальное увлечение появилось у Евгения Владимировича пять лет назад, совершенно неожиданно. Он читал внуку книжку и на одной из страниц увидел изображение орла. Предложил малышу: “Давай я такого же попробую сделать”. Тот поддержал затею, заметив, что дед рукастый и у него всё получится.
— Насчёт рукастости он преувеличил, — смеётся Евгений Владимирович. — Но оправдывать доверие было нужно. И я смастерил первую фигуру, которую тогда все в семье похвалили. Но сейчас я считаю её своим позором: она будто топором выстругана.
Лиха беда начало. Когда Евгений Владимирович втянулся в рукоделие, игрушки стали получаться всё более изящными. Про одну из последних работ — собачку — сын сказал, что она до того похожа на настоящую, что её хочется погладить.
Натурализм в творчестве — вообще конёк нашего героя. Он добивается этого упорно и подолгу: на одну поделку уходит примерно месяц.
Законы Столбов
Родился Евгений Владимирович в Красноярске, потом его маленького родители увезли на Украину, в Харьков, и там он рос до пятого класса. Отец всерьёз занимался живописью, дома повсюду были разложены холсты и расставлены мольберты. Маленький Евгений тоже что-то пытался рисовать. И хотя они с мамой вернулись жить в Красноярск, где среди близкого окружения не было художников, наследственность, видимо, дала о себе знать. Для создания игрушек ведь тоже нужны авторская индивидуальность, чувство пропорции, формы. А в случае с Евгением Владимировичем — ещё любовь к зверью и природе.
Он все подростковые годы провёл в красивейшем месте Сибири — на Красноярских Столбах. Вместе с мальчишками, которые хотели сделать заповедник чище в прямом и переносном смысле. И устанавливали там для этого свои правила. Этакий юношеский максимализм, граничащий с хулиганством (если проанализировать с высоты прожитых лет). Например, если кто-то бросал пустую бутылку, “санитары Столбов” заставляли его собирать в рюкзак разбитое стекло с огромного участка земли и запрещали появляться в этих местах. Не в меру размалёванных девушек ребята даже как-то… отшлёпали. За то, что те нецензурно выражались там, где пели под гитару барды. Гулявшие поблизости взрослые сказали, что наказание за матерщину, в общем-то, правильное, но с попыткой воспитать посторонних людей такими вот методами можно заработать неприятности.
Таёжник и инстаюзер
Дальше была учёба в монтажном техникуме, служба в армии на Черноморском флоте, женитьба, которая оказалась всем на зависть: через год супруги Дьяченко отпразднуют золотую свадьбу. Много чего произошло за полвека. Глава семьи сначала работал на крупном предприятии. И хотя карьера шла в гору, в какой-то момент “отпочковался” и открыл свой бизнес. Ремонтировал бытовую технику, обеспечивал качественным оборудованием городской общепит. Жена Ирина Викторовна челночила: привозила товар из Китая, Турции и продавала здесь. Получалось неплохо.
— Мы, по сути, в отпуск вместе не ездили, — вспоминает наш герой. — Ирина путешествовала по миру, а я — по рекам нашего края, таёжным тропам. Участвовал в сложных походах как внештатный спасатель. Это ещё одна моя сильная страсть.
Не так давно Евгений Дьяченко побывал за границей — на Канарских островах. Вместе с сыновьями, умными и успешными, один из которых развивает собственную стоматологическую клинику, а другой занимается загородным строительством. Фото из этой поездки Евгений Владимирович выложил у себя в Инстаграме. Он ведёт там страницу, чтобы не отставать от современных тенденций — потому что привык быть продвинутым. Сейчас тоже не собирается сдаваться.
В Инстраграме красуется много экспонатов из его домашнего зоомузея: лягушка, свинка, заяц, обезьяна, глухарь. Есть сказочные персонажи: Баба-яга в избушке, Волк из мультфильма “Ну, погоди!”, который не гоняется за зайцем, а бережно прижимает его к себе, как ребёнка. Часть персонажей — плод фантазии. С головой дракона, туловищем диковинной птицы. И основа этого всего — тара из-под кефира, кваса, минералки. Иногда в ход идёт другой материал, но совсем в малых количествах.
Зверьё теснит
В мобильное приложение попало далеко не всё. В квартире в общей сложности тридцать игрушек. Они занимают столько места, что жена шутит, что скоро им самим будет негде жить. А у Евгения Владимировича от поделок открывается второе дыхание: ему и смотреть на результаты одно удовольствие, и двигаться дальше в радость.
— Как бы я выжил на карантине? — рассуждает он. — Ведь это кошмар: сиди в четырёх стенах, ни вправо, ни влево. Я привык двигаться, куда-то спешить. А это что?! Хоть по потолку бегай! Хобби спасает. Сейчас у меня в разработке Леший — горбатый, с палкой. Я его хочу поставить на даче. Есть мысль сваять Русалку, но надо продумать детали: как сделать её привлекательной, но нескучной. Может, как-то поиграть с чешуёй и с волосами.
За импровизированным верстаком, сооружённым в одной из комнат, Евгений Владимирович засиживается далеко за полночь. Кропотливо что-то вырезает, измеряет, выстукивает. У него есть принцип: ничего из своей коллекции не дарить, чтобы её не уменьшать. Внуки и друзья относятся к этому с пониманием.
На маленьком плоту
Режиму повышенной готовности из-за коронавируса нет конца и края. А душа просит свободы, движения.
У Евгения Дьяченко есть мечта: отпраздновать в августе своё семидесятилетие с друзьями, проверенными в походах. Им, между прочим, тоже уже за шестьдесят или около того. Собрать всех, кого пока не сильно подводит здоровье, запастись провизией — и рвануть весёлой сумасшедшей в хорошем смысле компанией на плоту или на байдарках по манским порогам.
Пластиковые бутылки не всегда бывают под рукой в нужном количестве. Не будешь же покупать по пять литров молока в день, если в квартире живут двое. Приходится звонить знакомым, родственникам. На другой подручный материал мастер переключаться не хочет. Он достиг определённого творческого уровня: можно хоть выставку персональную организовывать. Осваивать всё с нуля не очень-то хочется.