Роев ручей

Всё начиналось с приюта

Животные, спасённые Еленой Крутовской, стали первыми питомцами красноярского зоопарка.

Всё начиналось с приюта

В этом году 15 августа парку флоры и фауны “Роев ручей” исполняется 20 лет. Сегодня это один из крупнейших зоопарков России, который по праву называют символом и гордостью Красноярска. Жители и гости краевой столицы приезжают сюда, чтобы увидеть представителей уникальной сибирской природы, экзотических животных других континентов, поучаствовать в показательных кормлениях, узнать интересные факты и просто хорошо провести время всей семьёй. В рамках юбилея мы открываем проект “Роев”. 20 лет. Лучшее”, в котором расскажем о животных, людях и событиях, вошедших в историю зоопарка. А вспомнить есть о чём.

История красноярского зоопарка началась задолго до его официального открытия. А основателем с полным правом можно назвать Елену Крутовскую, которая стояла у истоков эколого-просветительского движения в краевом центре. Именно Елена Александровна создала на базе заповедника “Столбы” живой уголок, который получил название “Приют Доброго доктора Айболита”.

Любовь к природе и сострадание к ближним, можно сказать, перешли ей по крови от знаменитых дедов. Два брата Владимир и Всеволод Крутовские очень много сделали для развития Красноярска. Родившись в семье золотопромышленника Михаила Крутовского, владевшего золотыми приисками в Южно-Енисейском округе, они по тем временам были очень богатыми людьми. И всё своё состояние потратили на благотворительность и развитие науки. Владимир Крутовский, будучи врачом, открыл бесплатную больницу для горожан, фельдшерскую школу для девушек. Также он возглавлял местное общество врачей, издал первую в Сибири медицинскую газету, исследовал полезные свойства озера Шира.

Владимир Михайлович одним из первых в Сибири начал оказывать населению офтальмологическую помощь — провёл несколько тысяч глазных операций.

Младший брат Владимира — Всеволод Крутовский учился на естественном факультете Санкт-Петербургского университета, но был исключён за политическую деятельность. Долгое время жил в эмиграции, но вернувшись на Родину в 1904 году, всерьёз занялся садоводством. Он заложил первый в Сибири сад крупноплодных сортов яблони. В его саду также росли сливы, крыжовник, груши и даже экзотические для Сибири персики. В начале ХХ века Крутовские подарили Красноярку свою домашнюю библиотеку. Можно сказать, что они были представителями той самой сибирской интеллигенции, которая бескорыстно помогала всем, кто нуждался. И внучка, Елена Александровна, впитала все те устои, которых держались её деды.

Она даже мыслить себя не могла без Столбов и в 40-е годы прошлого века устроилась в заповедник зоологом, где начала изучать поведение глухарей. Проводя много времени в лесу, она не могла пройти мимо попавших в беду животных. Выхаживала их и по возможности выпускала в естественную среду обитания. А когда это было невозможно (ведь серьёзно покалеченный зверь или малыш, оставшийся без мамы, может просто не выжить в тайге) — оставляла у себя. Так и появился “Приют Доброго доктора Айболита”.

Сама Елена Александровна в книге “Были заповедного леса” вспоминала: “Не в сказке, а на самом деле существует такой детдом, “Дом ребёнка”, куда отдают на воспитание осиротевших малышей. Адрес его — заповедник “Столбы”, живой уголок. Только малыши, которые воспитываются здесь, — не человеческие ребятишки, а звериные: выпавший из гнезда птенец дрозда, маленький лосёнок, у которого охотник-браконьер убил мать, вынутый из логова сын Серого Разбойника — волчонок. Мы, работники Уголка, в этом доме и няни, и повара, и уборщики, и воспитатели. Даже лечить заболевших малышей приходится нам самим”.

К 1961 году приют разросся. В нём уже было множество зверей и птиц. Но единственным “специально приобретённым” по настоянию дирекции питомцем являлся только медведь Миха Тайгиш, любимец всех гостей уголка. Выживал приют для животных в основном за счёт энтузиазма его сотрудников. Да и красноярцы помогали чем могли. Конечно же, свой вклад вносили друзья Крутовской. Да что там, в гости к Елена Александровне приезжала даже народная артистка СССР Фаина Раневская, которая чистила лосятник, выгребала навоз и не гнушалась никакой работой. “Читала вашу книжку и плакала от радости, что на свете есть такой человек”, — писала Крутовской великая актриса.

Неоценимую поддержку Крутовской оказывал муж и по совместительству сотрудник звериного приюта Джемс Георгиевич Дулькейт. Все ограждения, вольеры, прудики, домики были построены им или с его участием. Джемс Георгиевич также оказался прекрасным фотохудожником, оставившим нам тысячи уникальных снимков — документальных свидетельств того времени.

Говоря об Елене Крутовской, нельзя не вспомнить о том, что она была талантливым писателем. Её книги “Ручные дикари”, “Дикси”, “Имени доктора Айболита” научили многих детей и взрослых понимать и любить животных. Небольшой живой уголок при заповеднике “Столбы” существовал не одно десятилетие, за это время он перерос узкие рамки зверинца. И именно он послужил основой для зоологической коллекции парка флоры и фауны “Роев ручей”.

По материалам парка флоры и фауны “Роев ручей” и национального парка “Столбы”, книги Е. А. Крутовской “Были заповедного леса” и других публикаций

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА