Наука и образование

Алексей Болотов: «Будущим инженерам нужно закалять характер»

Лауреат конкурса “Премия главы города молодым талантам” рассказывает о своих достижениях.

Алексей Болотов: «Будущим инженерам нужно закалять характер»

Педагогу дополнительного образования лаборатории по научно-техническому творчеству “Инженеры будущего” Алексею Болотову повезло и не повезло одновременно. Его представили к награде по результатам соревнований среди одарённой красноярской молодёжи, и это радость. Но жалко, что престижную премию не вручили по горячим следам: из-за пандемии торжество перенесли.

— Алексей, вы участвовали в номинации “Профессиональные достижения” и получили высокую оценку жюри вместе с несколькими ребятами из других сфер. Как вы к этому шли?

— Я занимаюсь тем, что мне действительно интересно, — ещё со студенчества. Когда учился в Красноярском педагогическом университете, на факультете физики и информатики, то на четвёртом курсе познакомился с человеком, который на тот момент преподавал в лаборатории “Инженеры будущего”. Он мне рассказал, что такое робототехника, сумел этим увлечь, и я начал подрабатывать в этой организации. Написал несколько научных публикаций, получил за них дипломы и благодарности, которые, кстати, тоже представлял на конкурсе “Премия главы города молодым талантам”.

— Чем вам нравится робототехника и как вы прививаете к ней интерес своим ученикам?

— Робототехника — это масштабное понятие. Мы в основном занимаемся такой её составной частью, как лего-конструирование. Многие ошибочно думают, что это развлечение для маленьких детей. Но на самом деле там встречаются такие головоломки, с которыми не каждый взрослый справится. Для меня же робототехника — это профессия, и мне хочется в ней быть успешным. Для ребёнка такие занятия тоже развитие, даже если он и не собирается в дальнейшем идти по инженерной стезе. Сейчас время цифровых технологий, поэтому разбираться в технике, иметь навыки конструирования и программирования актуально для всех. Это такая база знаний, которая обязательно пригодится. Кому-то она поможет получить автоматом 100 баллов по ЕГЭ, кому-то придумать уникальный проект, а кому-то установить полезное приложение на смартфон.

Мы принимаем к нам в лабораторию всех ребят — и тех, кто быстро схватывает информацию, и тех, кому на это надо чуть больше времени. На наших занятиях они не просто что-то конструируют, а постоянно взаимодействуют друг с другом. Вместе ставят цели, достигают их, защищают свои наработки на соревнованиях, иногда даже на иностранном языке, пишут инженерные книги. Всегда действуют как одна команда, что тоже в современном мире очень важно.

— Какие у вас с вашими подопечными самые значимые достижения?

— Одно из последних — приглашение на соревнования по робототехнике в Австралию. Это уже международный уровень, более сложные вещи, которые, к слову, не всегда приносят только победы. Скорее дают опыт и учат тому, что нужно быть упорными, больше работать, брать пример с команд-лидеров, закалять характер. Ведь зачастую бывает так, что человек старается, вкладывает много сил — и в итоге проигрывает. Не каждый выдерживает такое испытание. Здесь как в спорте — важно не сдаться, а вынести из ситуации уроки и показать результат ещё лучше.

У нас есть выигранные гранты, в том числе президентский, интересные технические решения по улучшению городской инфраструктуры. Например, макет монорельса для маломобильных людей, которым можно оснастить любой виадук. Конструкция похожа на канатную дорогу, по которой особый механизм перетягивает кабину с одной стороны на другую. Мы презентовали эту разработку на примере пешеходного моста по улице Вейнбаума и получили одобрение представителей департамента образования города и профессиональных проектировщиков.

Это изобретение мы с ребятами демонстрировали на международном чемпионате по робототехнике, который проходил в Красноярске в феврале. Там я был в числе организаторов. В этом году чемпионат был посвящён теме градостроительства, а раньше это были космос, медицина. Под каждое из этих направлений ребята создают какой-то проект — и всегда он получается очень достойным.

— Внёс ли коррективы в ваш график режим самоизоляции?

— В какой-то степени да, но мы всё равно продолжаем заниматься. Ищем новые подходы. Больше уделяем внимания программированию, это возможно делать удалённо. Даём ребятам индивидуальные задания, показываем по видео алгоритм действий, а они его повторяют. Есть различные онлайн-платформы, которые позволяют собирать схемы и проверять, как они работают. Вариантов на самом деле много.

— Работать в сфере дополнительного образования сегодня престижно? Как это оплачивается?

— Если просто вести какой-то кружок, то это одно дело: там своя нагрузка и зарплата. А у педагога дополнительного образования она примерно такая же, как, например, у учителя математики. А вообще, я считаю, что если относиться к своей профессии серьёзно, постоянно в ней расти и совершенствоваться, то и вознаграждение будет соответствующее.

— Как вы узнали о своей победе в конкурсе молодых талантов?

— Мне о ней сообщили по телефону организаторы. Конечно, это стало для меня важным событием и стимулом развиваться в профессии дальше. Я уже несколько лет подряд подавал документы на конкурс и вот наконец стал лауреатом. Хотелось бы побывать на награждении, познакомиться с победителями в других номинациях. Надеюсь, что это мероприятие всё-таки состоится.

ДОСЬЕ

Алексей БОЛОТОВ

ОБРАЗОВАНИЕ: в 2016 году окончил Институт математики и физики Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. В 2017-м прошёл курс повышения квалификации в университете Иннополис в Казани. В 2019 году обучился по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации “Инклюзивное образование детей”.

КАРЬЕРА: с 2014 года работает в красноярской средней школе № 149 и сочетает преподавательскую работу с научно-исследовательской и с деятельностью по развитию робототехники в городе и крае.

Премию главы города молодым талантам в Красноярске вручают каждую весну, начиная с 1993 года. Победителями становятся 50 ребят от 14 до 30 лет, которые прославляют родной город своими успехами в научной и профессиональной деятельности, культуре, искусстве, спорте, общественной жизни. Атмосфера награждения всегда волнующая: на сцену выходят представители совершенно разных сфер, у кого-то в зале присутствуют родители, любимые люди, одногруппники и одноклассники. Лауреаты — музыканты и танцоры исполняют концертные номера. Молодые врачи и учёные так ярко продемонстрировать свои способности не могут, но им всё равно громко аплодируют, потому что их заслуги тоже выдающиеся.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА