Персона

Гульнара Ахметзянова: «Мой успех — слёзы родителей на выпускном»

Для Красноярска Всероссийский конкурс “Директор школы — 2018” стал весьма удачным. В списке лауреатов оказались сразу пять руководителей образовательных учреждений города. Мы встретились с одной из победительниц — директором школы № 82 Гульнарой Ахметзяновой

Гульнара Ахметзянова: «Мой успех — слёзы родителей на выпускном»

Для Красноярска Всероссийский конкурс “Директор школы — 2018” стал весьма удачным. В списке лауреатов оказались сразу пять руководителей образовательных учреждений города. Мы встретились с одной из победительниц — директором школы № 82 Гульнарой Ахметзяновой. Она рассказала о конкурсе, профессии, своих образовательных, управленческих и жизненных принципах.

— Гульнара Марсовна, что значит для Вас победа в профессиональном конкурсе масштаба страны?

— Принимать участие во Всероссийском конкурсе “Директор школы” было для меня очень почётно. Масштаб мероприятия действительно впечатляет: 327 директоров из 68 регионов. Отмечу, конкурс проводился не первый год, и наши директора в нём уже участвовали, причём весьма успешно: красноярцы оказывались в тройке победителей. Этот год также стал рекордным для Красноярска: в ТОП-30 мы взяли наибольшее для одного города количество мест — пять.

Знаковым стал тот факт, что в этом году конкурс “Директор школы” проводился в последний раз. Я успела принять участие и стать лауреатом. Что это значит для меня? Мои школьники часто соревнуются, занимают призовые места, педагоги тоже постоянно задействованы в различных профессиональных конкурсах. Считаю, что руководитель должен соответствовать, обеспечивать себе профессиональный рост. Конкурс на звание лучшего директора школы стал поводом для собственного развития, продвижения и в чём-то даже преодоления. Например, я неуютно чувствую себя перед камерой, и когда мы снимали видеоролик, я училась держаться, говорить, не жестикулируя. Для меня и это стало серьёзным испытанием.

— Одним из конкурсных заданий было написание творческого эссе на тему “Пожелание самому себе: что мне нужно сделать для роста эффективности моей школы”. Поделитесь своими мыслями по этому поводу.

— В качестве предисловия и лейтмотива работы я выбрала слова Фрейда: “Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, это тот, кто вы есть сейчас”. Это мой главный принцип во всём. Дальше я описала три главных фактора роста эффективности моей школы.

Первый — это грамотное и оптимальное взаимодействие с родительской общественностью. Ни для кого не секрет, что современные мамы и папы иногда пытаются вмешаться в процесс учёбы, отстроить его так, как они желают и знают. Но я считаю, что здесь необходим конструктивный диалог, потому что чужих детей не бывает, все дети — наши! Поэтому вместе с родителями мы должны вырабатывать конструктивный регламент взаимодействия. А для этого нам нужно уметь договариваться. Вы заметили, что в последнее время люди перестали разговаривать друг с другом? Вместо того чтобы решать какие-то проблемы, чуть что — пишут жалобы. Считаю, что это не выход из ситуации, особенно когда речь идёт о детях. Наши многие родители постепенно перестраиваются, понимая, что мы не враги, а соратники. И, судя по тому, что количество споров у нас значительно уменьшилось, мы научились взаимодействовать. Я уверена: когда родители и учителя заодно, можно горы свернуть. И если конструктивный диалог между ними выстроен, на выходе мы получим стопроцентно успешного ребёнка.

Второй тезис касается моего коллектива. Чтобы процесс управления был эффективным, важно грамотно подобрать людей. Сам по себе директор, как и один в поле, не воин. Школа — это всегда команда! И задача директора — суметь её создать.

Третий тезис касается личности руководителя. Он никогда не должен останавливаться на достигнутом. По себе знаю, как это важно — профессионально расти, изучать образовательные новшества, внедрять что-то в свою практику. Я изучаю и перенимаю опыт других школ, в том числе красноярских, потому что считаю, что у нас одна из эффективных систем образования. Также интересным оказался опыт казанских и московских директоров.

— Сегодня практически у каждой школы есть своя особенность, фишка. Чем может похвастаться 82-я школа?

— Конечно, есть и у нас своя изюминка. Это современная школа, которая стремится отвечать всем запросам детей. Родители говорят о нашей школе, что здесь могут научить абсолютно любого ребёнка. В этом содержится наша особенность и задача одновременно. Заключается она в том, чтобы создавать такую образовательную среду, которая была бы адаптирована под запросы и возможности ребёнка. С главным управлением и территориальным отделом образования мы стараемся приблизить процесс обучения в нашей школе к современным трендам. Работаем в единой связке: я, мой коллектив и родители. И когда все мы смотрим в одну сторону, выступая единомышленниками, то ничего невозможного для нас нет.

— Директором школы № 82 Вы являетесь с 2008 года. Какие промежуточные итоги своей работы за десять лет можете озвучить?

— Это второе образовательное учреждение, которым я руковожу. Впервые я стала директором в 2005 году в школе № 67. Это была сложная школа в Ленинском районе. Два года она не собирала первых классов, дети туда не шли. Мне удалось переломить ситуацию. Правда, позже было принято решение о закрытии школы из-за её аварийного здания. А меня перевели сюда, в Октябрьский район. Я взяла школу, в которой училось 300 детей. За десять лет количество учеников возросло до 747. Увеличился микроучасток, люди стали стремиться попасть к нам. Родители приводят своих вторых, третьих детей. Это важный показатель. Я считаю, что школе не нужен пиар, люди сами скажут — хорошая она или нет. И для меня этот общественный рейтинг очень значим!

Количественные показатели сопряжены с качественными. У нас очень высокие баллы государственной итоговой аттестации в девятых и одиннадцатых классах, всегда прекрасные результаты всероссийских проверочных работ. Уровень академических знаний своих учеников я считаю очень достойным. С каждым из них мы стараемся работать индивидуально, выстраиваем образовательную траекторию с родителями, учитывая его особенности. И если родители понимают и доверяют нам, то никогда не возникает проблем. Да, бывают нюансы, например подростковый возраст, но надо помнить, что все мы были такими. Ребёнок для нас всегда на первом месте. Задача взрослых — помочь ему, создать такую среду, где он сам для себя найдёт выход из сложной ситуации, поймёт, кем хочет стать, как можно добиться успеха.

— Говоря о школе, Вы акцентируете внимание на образовательной среде. И на сайте своего учреждения приводите цитату Гельвеция: “Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть…” Считаете, что человека делают обстоятельства?

— Среда, которую мы создаём, максимально влияет на развитие всех способностей ученика. Для меня важно создать такую атмосферу, в которой ребёнок чувствовал бы себя комфортно. Для этого в школе работают психологи, социальные педагоги, задействована родительская общественность. Я хочу, чтобы каждый ученик, приходя в школу, знал, что его здесь поймут, услышат, примут таким, какой он есть, и при необходимости точно помогут. Если мы это создадим, то уровень академических знаний априори пойдёт вверх. Это прямая зависимость: чем комфортнее чувствует себя ребёнок в школе, тем ему проще в учёбе. У детей не должно быть боязни перед учителем, они всегда могут обращаться за помощью и консультацией. Я также открыта для общения: ко мне могут приходить и учителя, и родители, и дети. Всех своих учеников я знаю в лицо и поимённо. Знаю, кто чем занимается. Например, Михаил Курзаков постоянно участвует в олимпиаде имени Арнольда, а десятиклассники Аркадий Левский и Алёна Шемякова изучают китайский язык. Георгий Званцев, как и его сестра, наша выпускница, занимается исследованиями в области биологии. В этом преимущество небольшой школы: у нас почти семейная атмосфера. Кстати, даже некоторые наши учителя в своё время окончили эту школу и вернулись сюда в новом статусе.

— Какая для Вас, директора школы, самая главная радость и главная трудность в работе?

— Моя самая большая радость и мой главный успех — это слёзы счастья родителей, которые приходят к детям-выпускникам на вручение аттестатов. Родители удовлетворены результатам нашей большой совместной работы. Они благодарят школу за это. И мы понимаем, что выпустили в большой мир гражданина, который любит свою родину, свой город, свою семью.

Трудности у директора тоже есть, от этого никуда не деться. Поверьте, в любой школе достаточно проблем. Но я учусь каждую трудность преодолевать и превращаю её в возможность для роста. Любые сложности для коллектива — это своего рода развитие. Мы не замалчиваем проблемы, а решаем их сообща, становясь таким образом сильнее.

— Гульнара Марсовна, какие у Вас планы на будущее?

— Мне очень понравилось участвовать в конкурсе. Вдохновившись, я написала несколько статей, которые уже опубликовали на сайте директории — нашего профессионального сообщества. В них я рассуждаю о развитии образовательной организации и её социальном капитале. Провозглашаю старый лозунг: “Кадры решают всё”, поскольку считаю, что дети — это будущее нашей страны, и мне небезразлично, какие педагоги с ними работают.

В моих планах и дальше писать статьи, делиться опытом, а также общаться с коллегами, чтобы и у них перенимать что-то ценное. Я благодарна тем красноярским директорам, которые помогли мне в конкурсе. Отрадно осознавать, что мы в нём выступили не конкурентами, а союзниками, объединёнными общими целями.

В ТЕМУ

Лауреаты Всероссийского конкурса “Директор школы — 2018” из Красноярска:

Александр Астахов, директор школы № 91;

Гульнара Ахметзянова, директор школы № 82;

Галина Байкалова, директор школы № 133;

Татьяна Федулова, директор гимназии № 15;

Наталья Шугалей, директор гимназии № 11 имени А. Н. Кулакова.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА