Бизнес
Как красноярский бизнес приспособился к условиям пандемии
В основном красноярский бизнес всё-таки рассчитывает на собственные силы.
Второй этап снятия карантинных ограничений в красноярском бизнес-сообществе встретили сдержанно. С одной стороны, этого ждали. С другой — хочется уже не полумер, а открытия всего и сразу. Вот только в период пандемии, окончание которой ВОЗ прогнозирует не ранее чем через два года, так не получится.
Да, в торговых центрах открылись все магазины одежды, обуви и электроники, однако за последние пару месяцев они научились работать через интернет, и многие используют торговые площади только для выдачи заказанных товаров. Фитнес-тренеры уже давно проводят свои занятия на открытом воздухе — в городе сейчас хватает спортплощадок с самым необходимым набором тренажёров. Бани даже и не думали закрываться. При этом кафе и рестораны по-прежнему обслуживают клиентов только на летних площадках, кинотеатры закрыты, и самое главное — нет уверенности, что все эти послабления в эпидемиологическом режиме надолго.
Общество замерло в ожидании обещанной медиками второй волны пандемии коронавируса. Тем более что статистика заболевших и умерших в Красноярском крае всё не меняется, а региональные власти и контролирующие органы крайне осторожны в своих оценках и действиях. Что в общем-то понятно — уже сегодня в ряде территорий, где ослабили карантин, наблюдается рост заболеваемости.
В то же время меры по государственной поддержке бизнеса в нашей стране приняты беспрецедентные. По официальным данным, из федерального бюджета и всех национальных заначек было выделено в общей сложности 1,7 триллиона рублей.
Поддержке от государства наши бизнесмены рады: субсидии, отсрочки платежей по налогам и аренде, кредитные каникулы — всё пригодится. Однако в основном красноярский бизнес всё-таки рассчитывает на собственные силы. Паника прошла, началась тяжёлая работа. “В нашей стране всегда то пожар, то наводнение. Мы уже привыкли. Будем работать дальше”, — так говорят сибирские предприниматели.
Елена Кузнецова, руководитель компании по установке окон, дверей и потолков “Баухаус”:
— Какое-то время у нас было затишье. В период самоизоляции не все решались пускать в квартиру замерщиков и монтажников. Но производство всё равно не останавливалось: мы выполняли заказы для крупных объектов. Сейчас всё восстановилось. Лето — время ремонтов, и спрос на то, что мы делаем, довольно высокий. Тем более что многие опасаются кризиса и дефолта.
Месяцы, в течение которых нужно было соблюдать жёсткие ограничения, на многое открыли глаза. Мне всегда казалось, что обязательно нужен выставочный зал, где представлены образцы. На самом деле ничего подобного: все прекрасно знают, как выглядят окна и потолки, и можно вообще не иметь никакого офиса. Бизнес от этого не пострадает, а средства на аренду помещения сэкономятся.
Дмитрий Сучков, председатель правления кредитного кооператива “Ваши деньги”:
— У нас из-за пандемии ничего, по сути, не поменялось. Сохранился весь коллектив — а это восемь человек. В течение первых двух недель, когда все сидели по домам, мы сделали ремонт. Потом открылись и стали выполнять все финансовые операции строго в масках и перчатках. На какой-то непродолжительный период поток посетителей уменьшился процентов на тридцать, затем всё стало как прежде.
Единственная серьёзная проблема, с которой мы столкнулись: в начале эпидемии был закрыт ряд государственных структур. Мы выдаём займы под материнский капитал, и поэтому возникали сложности с оформлением документов. Тем не менее прибыль не упала, а в чём-то карантин для нас даже стал плюсом. Мы создали разные компьютерные программы, личные кабинеты для клиентов. Теперь, чтобы что-то узнать, им необязательно ехать к нам в офис или звонить. Многое можно найти в интернете, не выходя из дома, и это удобно.
Дмитрий Демидко, генеральный директор сети передвижных магазинов “Фермерский привоз”:
— Мы, к счастью, не пострадали от пандемии. Люди покупали мясные и колбасные изделия так же, как и раньше. Только, если можно так выразиться, скачкообразно: то есть сидели неделю дома — а потом запасались продуктами впрок. Но в целом объёмы продаж у нас не упали.
Коронавирус подтолкнул нас к скорейшему усовершенствованию санитарно-эпидемиологического оснащения. Оно у нас в принципе соответствует всем нормативам, но этой весной мы дополнительно по своей инициативе приобрели дезинфицирующие коврики, бактерицидные лампы и позаботились о том, чтобы во всех наших павильонах была горячая вода.