Наука и образование

Как составить оптимальный режим дня школьника

Грамотно спланированный режим дня поможет упорядочить жизнь всей семьи.

Как составить оптимальный режим дня школьника

Если в семь подъём, то в десять вечера ребёнок должен уже спать. Таково главное правило режима дня школьника. От качества и продолжительности сна зависит не только настроение, но и самочувствие детей. Специалисты управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю напомнили родителям, как правильно организовать день школьника. Начался учебный год, и первая половина сентября традиционно стала периодом адаптации.

Грамотно спланированный режим дня поможет упорядочить жизнь всей семьи. Учёба, дополнительные занятия, домашние дела — у среднестатистического школьника ежедневных задач не меньше, чем у работающего человека. Режим для ребёнка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, школьной нагрузкой, увлечениями, подчёркивают специалисты.

Оптимальная продолжительность сна ребёнка в зависимости от возраста должна составлять 9–11 часов.

В идеале после школьных уроков для восстановления сил перед выполнением домашней работы и дополнительными занятиями нужно включать пару часов отдыха. Образовательную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение недели. Факультативные занятия рекомендовано планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

— Режим дня очень важен и для ребёнка, и для родителей, — говорит Роман Митрохин, директор образовательного комплекса “Покровский”. — По собственным детям вижу, как непросто входить в рабочий ритм в первые две недели учебного года. Я рекомендую родителям в последние дни каникул постепенно приучать ребёнка к режиму: резко перестроиться с отдыха на учёбу для многих сложно.

В образовательном комплексе реализуется особая, модульная система обучения. Её уже успешно практикуют школы в разных городах страны. Схема не предполагает традиционных четвертей, дети учатся по схеме “5-1”: пять рабочих недель, затем неделя каникул. Такая ритмичность, по мнению авторов разработки, учитывает психологические и физиологические особенности школьников.

Упорядоченность и чередование нагрузки детям необходимы, отмечает Роман Митрохин. А есть ли оптимальное количество кружков, секций, дополнительных занятий, которые может одновременно посещать ребёнок? Каждая ситуация индивидуальна, ресурсы у всех детей разные, и родителям следует проявлять разумность, поясняет Роман Валентинович.

— Не всегда то, что нравится нам, взрослым, подходит ребёнку, — говорит педагог. — Порой мы заблуждаемся, когда думаем за детей. Прежде всего, учитывайте их желания и возможности. При этом я убеждён, что много свободного времени, когда ребёнок страдает от безделья и не знает, чем ему заняться, быть не должно. Пассивный отдых, разумеется, тоже время от времени необходим, но жизнь детей нужно стараться наполнять событиями, эмоциями и впечатлениями.

Как бы родители ни были настроены на развитие интеллектуальных способностей ребёнка, не нужно забывать о двигательной активности. Во-первых, физическая нагрузка организму необходима. Во-вторых, бегать, прыгать, шуметь — естественная потребность детей, и этой энергии требуется выход. Поэтому в еженедельный режим, а ещё лучше — в ежедневный необходимо включать разного рода активности. Даже если ребёнок равнодушен к спорту, движение в виде игр, прогулок должно присутствовать в его жизни.

— Обращаю внимание на такой важный вопрос режима дня, как питание, — говорит директор школы. — Наблюдаю, что некоторые дети приносят еду с собой из дома, и зачастую это какой-то быстрый перекус — пицца, сосиски. Ребёнок тратит много энергии, и его питание должно быть полноценным и сбалансированным. Меню, которое предлагает школа, соответствует этим требованиям. Но первым и вторым блюдам дети нередко предпочитают быструю и зачастую совсем не полезную еду. Уверен, что культура правильного питания и пищевых привычек должна формироваться в семье.

Слова Романа Валентиновича подтверждают рекомендации Роспотребнадзора. Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитающие не обедать в школе или перекусывающие быстрой едой, могут заболеть гастритом. Ребёнок должен питаться через каждые четыре часа. С утра необходим нормальный завтрак, днём должен быть горячий обед, а не просто выпечка и сладости.

Важно

При выполнении домашних уроков рекомендуется начинать с письменных заданий и чередовать их с устными. В Роспотребнадзоре отмечают, что на подготовку в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора — два часа, средних классов — два — три часа, старших классов — три — четыре часа.

Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Причинами заболеваний могут быть чрезмерные нагрузки на зрение в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером и многочасовые игры в телефоне. Для сохранения здоровья глаз рекомендуется зрительная гимнастика. На рабочем столе ребёнка необходима настольная лампа, свет должен падать слева (для левшей — справа). Расстояние между глазами и книгой или тетрадью должно быть не меньше 40 см.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА