Проспект культуры
Августа Сергина: врач и художник
Красноярка так и не смогла сделать выбор между медициной и искусством.
Эти яркие, сочные и в то же время лёгкие и нежные натюрморты несут спокойствие и умиротворение. При этом не теряются в экспозиционном пространстве, а как бы “держат” его. В этом можно убедиться, если посетить музей художника Бориса Ряузова (ул. Ленина, 127). Там сейчас действует персональная юбилейная выставка Августы Сергиной.
Мечта и реальность
Жизнь этой женщины — яркий пример того, что можно реализоваться во многих областях. Получив серьёзную специальность и став доктором, она не изменила своей мечте и в итоге получила признание и в творческой среде.
Родилась Августа в победном 1945 году в городе Иланском в Красноярском крае. С детства любила рисовать, оформляла стенгазеты, плакаты, мечтала стать настоящим художником. Но после школы поступила в Рыбинское медицинское училище: семья была большая, следовало получить серьёзную специальность, чтобы помогать родителям. Однако девушке и с творчеством расставаться не хотелось — в тот же год она начала учиться в Бородинской профсоюзной художественной школе. В 64-м закончила оба заведения (причём второе — с отличием).
Выбор Августа сделать так и не сумела и пошла по двум дорогам сразу. Работала медсестрой, лаборантом и одновременно преподавала в иланской изостудии. Продолжала учиться, получила диплом врача-бактериолога, добилась в профессии больших высот и признания. При этом, уже будучи успешным специалистом, она учится в 1987–1989 годах на вечернем отделении художественной школы № 1 имени В. И. Сурикова.
Главный учитель
Учителями Августы Серафимовны были Виктор Белинский и Гунар Ульманис — педагоги с разным подходом. Специалисты-искусствоведы говорят, что первый видел в каждом ученике индивидуальность, старался не подавлять, а раскрывать собственное видение, а второй требовательно и строго воспитывал собранность, умение строить композицию, подчинять единому замыслу цветовую гамму. В совокупности эти методы давали хорошие результаты. Именно после школы имени В. И. Сурикова Августа Серафимовна начала по-настоящему работать в живописи.
И всё же самым главным учителем для художницы стал, пожалуй, Валерьян Сергин. Встреча с сильнейшим красноярским мастером пейзажа сыграла огромную роль в её судьбе — как творческой, так и жизненной. Августа продолжала работать в медицине, но практически всё свободное время проводила в мастерской художника, а затем это пространство стало их общей студией.
Соратники вместе в любое время года ездили на этюды, спорили об искусстве, обсуждали новые работы друг друга и коллег по цеху, и это не могло в самом положительном смысле не сказаться на дальнейшем творчестве начинающей свой путь художницы. Сегодня она — признанный мастер. Достаточно сказать, что в 2004 году Августа Серафимовна Сергина стала лауреатом международной ассоциации “Искусство народов мира”, а в прошлом, 2019-м, награждена медалью Петровской академии наук и искусств “За верность России”.
Мир в цветах
В действующей экспозиции музея Бориса Ряузова представлены 20 полотен, созданных автором с 1995 по 2019 год. В том числе работа “Сирень”, с которой Августа Серафимовна была принята в Союз художников России.
Она вообще любит писать сирень, яблони, пионы, её главная творческая тема — цветочный натюрморт. Но букеты Августы Сергиной — не просто красивые композиции. Они всегда — часть человеческой жизни в данном месте и в данное время. Эти цветы как бы участвуют в самом процессе. Художница помещает их в интерьер, окружает какими-то предметами, что придаёт работам дополнительное настроение. Это могут быть шкатулка, круглые бусы, лежащие возле вазы, оплывшая свеча, бокал. Или даже игральные карты и гитара, как в натюрморте “Цыганский романс”.
Любит Августа Сергина декоры в виде шали, скатерти, брошенного на стол платка — это в её творчестве довольно частый ход. Букет сливается на картине с богатой шалью, и зрителю уже сложно отличить, где цветы настоящие, а где — вышитые.В работе над натюрмортами мастер использует так называемый корпусный мазок (это когда художник пишет непрозрачными красками, акриловой или масляной, сохраняя рельефный рисунок от следов кисти). Поэтому картины получаются сочными, выпуклыми и ещё больше оживают. Кажется, если потрогать нарисованный цветок пальцем, ощутишь мягкость лепестков, а наклонившись поближе к полотну — даже густой аромат раскрывшегося пиона. Такой получается эффект, такое восприятие.
Работы Августы Сергиной — это покой, умиротворение, гармония. И свой собственный язык, это очень важно, потому что сохранить творческое лицо, манеру, рядом с таким мощным мастером, как Валерьян Алексеевич, мог только действительно талантливый человек. Художнице это удалось, она не стала тенью мужа, её рука и почерк узнаваемы, а восприятие жизни — очень женское и тёплое. Это очевидно.
И ещё раз об излюбленном жанре юбиляра. Татьяна Ломанова, искусствовед, заслуженный работник культуры Российской Федерации говорит: “В целом натюрморт — один из самых сокровенных жанров, обнажающих личность художника. Конечно, и портрет, и пейзаж обязательно раскрывают чувства автора, его мировосприятие. Но в натюрморте, с выбранным самим художником предметным миром, набором вещей, цветов, книг, как нигде предстают перед зрителем помыслы мастера, его любовь и неприязнь, его эмоциональный настрой”. В этом смысле Августа Сергина, безусловно, обнажает перед нами свою душу. И мы ей безоговорочно верим.
В медицинской практике Августы Сергиной были случаи, когда пациентам помогали даже её работы. Художница составляет композиции так, чтобы не было и пустоты, и, с другой стороны, ничего лишнего. Однажды во врачебный кабинет пришла женщина — подавленная, преследуемая в жизни многими неудачами. Она смотрела, смотрела на один из натюрмортов... И ей становилось легче. Ведь бесконечно можно рассматривать эти скатерти, вазочки, цветочки, свечи… Чем больше смотришь, тем больше обнаруживаешь деталей, и получается интересная релаксация.
Прикоснуться к творчеству автора и полюбоваться прекрасными работами можно до 3 октября.
Первое успешное участие Августы Сергиной в краевой выставке пришлось на 1989 год. С тех пор её работы стали регулярно появляться на смотрах изобразительного искусства разных уровней, в том числе и зарубежных. В 2000 году в Красноярске состоялась первая персональная юбилейная выставка, посвящённая её 55-летию. Нынешняя экспозиция открылась в честь 75-летнего юбилея художницы.