Моя история
Выжить в «яме» и рассказать потомкам о войне: через что довелось пройти узникам фашистских лагерей
Сюжет, посвященный узникам концлагеря «Хорольская яма», подготовили сотрудники музея красноярской школы № 69
«Без права на защиту…» — так называется цикл просветительских видеолекций, подготовленных музеем «Мемориал Победы». Специалисты учреждения, историки и участники событий рассказывают о том, как выживали пленники фашистских концентрационных лагерей и какие героические поступки совершали. Посмотреть сюжеты можно в группе музея в социальных сетях. Печатные материалы о цикле лекций мы публикуем в рамках нашего совместного проекта с мемориалом Победы.
Одна из серий посвящена узникам концлагеря, получившего название «Хорольская яма». Подготовили сюжет сотрудники музея красноярской школы № 69.
ТОЛПА ИЗМУЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ
В начале Великой Отечественной войны в украинском городе Хороле был создан немецко-фашистский лагерь для военнопленных Красной армии. Предназначался он для временного размещения узников, существовал с 20 сентября 1941 года по 15 сентября 1943-го. Точное количество погибших в нём назвать трудно. По разным данным, сейчас в братских могилах покоится прах от девяноста до ста тысяч советских граждан — мужчин и женщин, уроженцев разных городов СССР.
Фашисты размещали пленных в огромной сырой яме, на месте карьера кирпичного завода. Узников сюда свозили со всех фронтов. Людей было столько, что негде было даже присесть. В яме постоянно стояла вода, чтобы хоть как-то укрыться, пленным приходилось рыть ниши-норы в обрывах. Питание было крайне скудным. В качестве пайка давали баланду, сваренную из овощных отходов, проса. Хлеб видели очень редко. Иногда ради забавы фашисты бросали буханки в толпу измученных людей. Питьевой воды тоже практически не было. Раненные и больные умирали от обезвоживания. Узники находились в чудовищных условиях, погибали в страшном голоде и холоде, под пытками, когда под хохот охранников на полуживых людей натравливали лагерных овчарок.
По воспоминаниям чудом выживших очевидцев, среди местных жителей отношение к происходящему было разное. Кто-то, боясь страшной мести фашистов, не рискнул помогать пленным. Но было и немало героев, которые поддерживали узников — передавали им еду и одежду, прятали при побегах.
ГЛАВНОЕ СОКРОВИЩЕ — ЗАПИСНАЯ КНИЖКА
В том аду удалось выжить нашему земляку, художнику Евгению Кобытеву. Он родился 25 декабря 1910 года на Алтае. После окончания художественного училища молодой человек приехал в Красноярск. Преподавал изобразительное искусство в красноярском педагогическом техникуме имени Горького. Затем была учёба в Киевском художественном институте. Молодой художник подавал надежды как талантливый портретист.
Таким Евгений Кобытев ушел на фронт
В июне сорок первого года он с отличием окончил институт. Когда началась война, Евгений Кобытев добровольцем отправился на фронт. Художник, человек с особенным взглядом на жизнь, стал простым солдатом. Полк, в котором сражался боец, попал в окружение. Раненный в ногу Евгений Кобытев оказался в немецком концлагере «Хорольская яма».
Главным сокровищем узника стала записная книжка. В ней он тайком рисовал портреты пленных, фашистов, сцены из лагерной жизни. При проверках и обысках закапывал книжку в песок и кидал свою одежду сверху. Полицаи брезговали ворошить лохмотья, и рисунки удалось сохранить. Но однажды пленный всё-таки попался. Фашисты увидели рисунки, но карикатуры на самих себя их не разозлили, а позабавили. Художнику выделили комнатку, где позволили ему рисовать. В сорок третьем году Евгению Кобытеву удалось сбежать из плена. Солдат вновь вернулся в строй и прошёл с однополчанами через Европу. Он был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За Победу над Германией».
Находясь в плену, художник создал серию сатирических портретов фашистов
ДО ПОСЛЕДНЕГО ДЫХАНИЯ
Находясь в составе действующей армии в Дрездене, художник создал фронтовой кукольный театр политической сатиры. Евгений Кобытев сам сочинял пьесы, делал куклы, играл в спектаклях. Своими постановками художник высмеивал Гитлера и фашистов, поднимал боевой дух советских солдат. В настоящее время куклы Евгения Кобытева хранятся в фонде музея Сергея Образцова в Москве.
Вернувшись после войны в Красноярск, бывший фронтовик стал преподавать в художественном училище имени В. Сурикова. Евгений Степанович был главным художником Красноярска.
Эта фотография Кобытева сделана в 1945-м
Все эти годы он не мог не думать о том, что происходило в лагере, — об узниках, их судьбах. В 1960 году художник приехал в Хорол, где встретил товарищей, которым тоже удалось выжить в аду. На хуторе сибиряк увиделся с крестьянами, которые помогали в годы войны узникам. Через четыре года Евгений Кобытев вернулся в эти места с выставкой своих работ из серии «До последнего дыхания» и «Люди, будьте бдительны!». В них зрители узнавали себя, своих мучителей, страшные события тех лет. Художник рассказал тогда, что его целью в период плена стало выжить и рассказать о страданиях и великом подвиге людей.
В 1965 году в красноярском книжном издательстве вышла книга Евгения Кобытева «Хорольская яма» с рисунками и очерками о жизни в лагере. Ад он описывает простым языком, без сложных оборотов и пафоса. Детальное описание внешности, психологические портреты узников и их мучителей, короткие диалоги — читатель будто видит и слышит всё это сам.
Записная книжка узника концлагеря
Самая известная красноярцам работа художника — мозаичное панно, украшающее фасад бывшего кинотеатра «Родина», а ныне Дома дружбы народов Красноярского края. Над картиной вместе со своим педагогом трудились студенты Евгения Степановича. Ребята собирали речную гальку, разбирали её по цветам, затем кропотливо составляли знаменитую мозаику. Енисейская галька неяркая по гамме, но работа получилась выразительной благодаря тонким цветовым соотношениям.
Евгений Кобытев ушёл из жизни в январе 1973 года. Искусство помогло ему выстоять в нечеловеческих условиях, а позже — переосмыслить произошедшее и передать опыт потомкам.
В ТЕМУ
Для цикла лекций, подготовленных музеем «Мемориал Победы», уже снято четырнадцать серий.
Вы узнаете о судьбах узников лагерей «Бухенвальд» и «Равенсбрюк». Также в цикле есть серия, посвящённая пленным в советско-японских конфликтах.
Основой для одной из лекций стали воспоминания жительницы Красноярска Полины Осиповой, бывшей узницы пересылочного лагеря. Цикл включает сюжет, посвящённый специализированным лагерям для лётчиков. Военный историк Вячеслав Филиппов познакомил зрителей с фактами биографий красноярских лётчиков, оказавшихся в фашистском плену. Кто-то из них руководил группой прорыва в Бухенвальде, кто-то семь раз бежал из концлагерей, кто-то получил тяжёлые травмы в плену, но вернулся на службу — обо всём этом идёт речь в сюжете.
Красноярская краевая научная библиотека подготовила рассказ о книгах, посвящённых судьбам советских военнопленных.
В группах музея в социальных сетях вы можете задавать вопросы экспертам и делиться своими знаниями.