Проспект культуры
Актриса Ирина Бойко рассказала, почему выбрала сцену
В октябре заслуженная артистка РФ отмечает сразу две круглые даты — очередной юбилей и 45 лет творческой деятельности в Красноярском музыкальном театре
«Моё знакомство с Красноярским краем началось ещё в студенчестве. Мне довелось участвовать в строительстве птицефабрики в Миндерле. Уже спустя несколько лет, на гастролях по краю, поделилась этим фактом из биографии и после спектакля мне вручили петуха. Он жил в коробке в моей комнате, потом пришлось его отдать», — смеётся Ирина Бойко. В октябре актриса, заслуженная артистка РФ, отмечает сразу две круглые даты — очередной юбилей и 45 лет творческой деятельности в Красноярском музыкальном театре.
За эти годы Ирина Григорьевна сыграла более восьмидесяти ролей.
Думала о звёздах
Ирина Григорьевна родилась в селе Спартак в Киргизии.
— Село Спартак, Чапаевский сельский совет, Московский район — вот в таком звучном месте прошло моё детство, — с улыбкой вспоминает Ирина Бойко. — В школе мечтала стать астрономом, мне очень нравилось наблюдать за звёздами. А ещё думала о профессии геолога. Но потом поняла, что я все-таки гуманитарий: с математикой, которая необходима астроному, у меня не складывалось.
Зато уже ребёнком Ирина обожала выступать. Кстати, её родители никакого отношения к артистической среде не имели, но в творчестве дочь поддерживали. Без всякого смущения девочка пела перед публикой, любила самодеятельность и с удовольствием слушала оперетты. Ира ждала каждый выпуск радиопередачи «Театр у микрофона». Так школьница знакомилась с советской и зарубежной классикой, запоминала оперетты и оперы.
Поступила она в музыкальное училище, но через два года решила, что хочет чего-то большего. Девушке предложили приехать в Москву.
Отправиться в столицу было смелым поступком. Но Ирина рискнула и решила поступать в ГИТИС. Попала на прослушивание, потом опоздала на экзамены и приехала уже ко второму туру, но прошла.
Вуз актриса окончила с блестящими результатами. «Сама удивилась», — смеётся сейчас Ирина Григорьевна. Говорит, что за оценками никогда не гналась, а просто делала то, что нравилось, и училась с удовольствием.
От Камчатки до Калининграда
После окончания учёбы, на студенческой ярмарке вакансий, где собирались руководители учреждений культуры из разных городов, Ирина Бойко была в числе выпускников, получивших большое количество предложений. Позже она выбрала Красноярск — по приглашению Юрия Гвоздикова, который на тот момент был главным режиссёром театра музкомедии. О далёком для московской студентки сибирском городе Ирина знала по опыту работы в стройотряде на Енисейской птицефабрике.
— Сорок пять лет назад я вышла на красноярскую сцену. Мне посчастливилось сыграть множество разноплановых ролей, — говорит Ирина Бойко. — Сегодня я Пенелопа, завтра — Валентина в «Весёлой вдове» или Розалинда в «Летучей мыши». А первая роль здесь, в Красноярске, — Машка из музыкальной комедии «Левша».
Актриса рассказывает, что с 1975 по 1991 год практически не видела Красноярск летом. Значительную часть времени труппа проводила на гастролях. Уезжали с майским снегом, по возвращении артистов город тоже часто встречал осенним холодом. Объездили тогда всю страну — от Камчатки до Калининграда. Во время выступлений на Дальнем Востоке в августе 1991-го коллектив с тревогой следил за тем, что происходит в столице.
— Конечно, мы очень волновались, — вспоминает Ирина Григорьевна. — Не понимали, что будет со страной, когда вернёмся домой. Но спектакли не отменяли, люди шли, просили нас выступить дополнительно, задержаться.
Однако в Красноярске зрительская любовь к театру не всегда была одинаково крепкой. Были и периоды охлаждения.
— На несколько лет нас просто потеряли, — говорит Ирина Григорьевна. — Это случилось, когда здание театра закрыли на реконструкцию и наши спектакли шли на других площадках, мы много гастролировали. Зрители порой удивлённо спрашивали, работаем ли мы ещё в Красноярске? А ведь у нас было много спектаклей! Так продолжалось больше десяти лет, пока театр не обрёл новое здание.
В девяностые годы Ирина Григорьевна открыла в себе педагогические способности. Ей предложили вести занятия по актёрскому мастерству с детьми.
— Это был интересный для меня опыт. Обычная школа, обычный класс, но ребятишки оказались все поющие. Дети очень увлеклись, нас поддержали родители. Костюмы шили сами, ставили спектакли, ничего сложного — самодеятельность, но так все были воодушевлены. Меня даже спрашивали, где я набрала таких талантливых ребят, — вспоминает Ирина Бойко.
Эксперименты или классика?
Многие спектакли с участием Ирины Бойко шли на сцене не один десяток лет. Например, Королеву в «Белоснежке» она играла двадцать лет. А любимая героиня — Пенелопа. С этой ролью связана забавная история, произошедшая на гастролях. После спектакля под аплодисменты на сцену поднялся мужчина с большим букетом, подошёл к Ирине Бойко и серьёзно сказал: «Спасибо вам, товарищ Пенелопа!» Благодарность рассмешила всех: хохотали и зрители, и актёры.
— Я воспитана на советской оперетте, — говорит Ирина Бойко. — Со студенчества восхищалась Татьяной Шмыгой, на чьи спектакли мы попадали по контрамаркам. Я люблю творческие эксперименты, но ценю и уважаю классику, пусть сегодня иногда и звучит критика, что это «нафталин». Да, каждый режиссёр видит материал по-своему, но произведения, которые когда-то приняли и полюбили зрители, на мой взгляд, кардинально менять не стоит. Я знаю примеры, когда блестящие комедии ставились с новыми акцентами, но зрительный зал, прежде взрывавшийся хохотом, на новой версии просто молчал. Уверена, что иногда не стоит ничего менять, накручивать лишнего, усложнять, а лучше оставить всё как есть, классический вариант.
Добиться известности и популярности сегодня несложно. Достаточно стать звездой соцсетей или юмористической программы, а дальше тебе открыт путь на телевидение и участие во всевозможных проектах. Так и становишься современным артистом.
— Я такой путь не осуждаю, но мне он непонятен, — говорит Ирина Григорьевна. — Всё-таки отношу себя к представителям старой актёрской школы. Чужому успеху никогда не завидовала, а звёздную болезнь у нас пресекали ещё в институте. Сейчас могу уверенно сказать, что своей профессией очень довольна. У меня всегда было много работы, и каждую свою роль я люблю.
Среди наших читателей немало преданных поклонников спектаклей Красноярского музыкального театра. Однако наверняка найдутся и те, кто ещё ни разу не был здесь. С чего же начать знакомство? Что посмотреть в первую очередь?
— «Мёртвые души», — говорит наша героиня. — Спектакль непростой, но очень его люблю. Обязательно сходите. А ещё «Ханума» — уверена, вы получите яркие впечатления.
Досье
Ирина БОЙКО
Место рождения: село Спартак, Киргизия.
Образование: ГИТИС, курс Л. Д. Михайлова.
Карьера: с 1975 года актриса Красноярского музыкального театра.
Награды: 2005 год — звание «Заслуженный артист Российской Федерации».
2020 год — медаль «Почётный гражданин России».