Проспект культуры

В Литературном музее проходит выставка к 100-летию со дня рождения Марии Корякиной

Супруга Виктора Астафьева была ему помощницей, верным другом, ценителем, критиком. И писательницей.

В Литературном музее проходит выставка к 100-летию со дня рождения Марии Корякиной

Она всегда была рядом с мужем, большим российским писателем Виктором Астафьевым. В семье, конечно, главенствовал он, но верная супруга находилась не в его тени. А именно — рядом.

Марии Корякиной исполнилось бы в этом году 100 лет. Она была не просто женой — соратницей, первой помощницей, другом, ценителем, критиком. И писательницей — тоже оставив после себя несколько замечательных книг. Одна из них, автобиографическая повесть “Знаки жизни”, стала основой для юбилейной выставки “Больше, чем любовь”, открывшейся в Литературном музее имени В. П. Астафьева.

Особый настрой сразу даёт одно воспоминание Марии Семёновны — о том, как они поженились с солдатом Астафьевым в Винницкой области. “Нам довольно быстро выписали прошлюб — значит, свидетельство о браке, мы расписались в журнале, затем нам поставили отметки, или выписки о регистрации брака, закрепили печатью — Вите сделали запись в красноармейской книжке, мне — в личном удостоверении: “Вступила в законный брак с Астафьевым Виктором Петровичем 26 октября 1945 года”. Перед тем как заполнить графу “Прозвище писля шлюбу” (фамилия после заключения брака), я чуть помедлила, переждала мгновенное напряжение-ожидание: что скажет Витя, отныне мой муж. И он сказал: “У неё своя фамилия есть!” И тогда я подтвердила: “Да, есть. Я — Корякина Мария Семёновна”.

В экспозиции можно увидеть её фронтовые фотографии — вот групповой снимок, вот — вдвоём с подругой, молоденькие хохотушки. Удостоверение НКГБ СССР № 512 с должностью “контролёр” (девушки прочитывали (перлюстрировали) сотни солдатских конвертиков, ставили именной штампик: “Проверено цензурой”, очень ответственная была работа). А вот и та самая “Посвiдка про шлюб”, свидетельство о браке.

Каждый экспонат рассказывает о какой-то стороне жизни Марии Семёновны. Например, пишущая машинка. Именно на ней эта преданная женщина перепечатала столько рукописей, разбирая далеко не каллиграфический почерк мужа-писателя. Он ведь часто правил, а иногда и переписывал уже подготовленные к печати произведения. Кому заново перепечатывать? Понятно, кому... Мария Семёновна писала о работе над рукописями: “Если язык спотыкнулся, значит, неправильно прочитала или не так разобрала правку”.

Вся экспозиция занимает четыре комнаты, в них — архивные документы, личные вещи, фотографии, книги Марии Корякиной с её личными автографами для литературного музея. Их на её счету шестнадцать, в том числе “Пешком с войны”, “Шум далёких поездов”, “Липа вековая”, “Надежда горькая, как дым”, “Знаки жизни”, “Земная память и печаль”... О предвоенном и послевоенном быте родного Чусового, воспоминания о детстве, родителях, друзьях.

Мария Семёновна сама начала писать в 1965 году, хотя и считала поначалу, что литература без её произведений обойдётся. Признавалась, что решила таким образом соответствовать своему мужу.

На выставке можно увидеть её личный дневник — тетрадка, сплошь исписанная убористым почерком: “... 1968 год... Сегодня Витя встал поздно, позавтракал и уехал на телестудию...”. А вот, пожалуй, гордость экспозиции — ковёр ручной работы, который супруги вышивали вместе для обустройства своего дома в Чусовом (сейчас там дом-музей семьи Астафьевых). Яркие цветные розы на чёрном фоне. Ковёр, как говорила Мария Семёновна, — это связующая нить их общей судьбы. К слову, впервые его показали на 70-летии Астафьева.

...Непростая судьба, трудная жизнь, взлёты и потери. И всегда она рядом с мужем. Не в тени — рядом. В 1960 году, вручая жене первый экземпляр своей книги “Перевал”, Виктор Петрович написал: “Старушонке моей — Мане, с которою не один пуд соли съел. И сахару — тоже”.

Первый рассказ Марии Корякиной “Трудное счастье” был опубликован 10 октября 1965 года в пермской газете “Звезда”. Затем вышла в свет повесть “Ночное дежурство”, которая позже получила название “Отец” (1968). При рождении первой книги для Марии Семёновны самой желанной была похвала Виктора Петровича.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА