Персона
Чувство юмора и тайные знаки: секреты работы ведущего мероприятий
Секретами мастерства делится Елена Мельник, замдиректора по культурно-массовой работе Дворца культуры им. 1 Мая
“Легче всего работать в образе какого-то персонажа. Если ты Кикимора, ну что с тебя взять — можешь и оговориться, и споткнуться. Но когда ты ведёшь официальное мероприятие, конечно, требуется максимальная собранность”, — рассказывает Елена Мельник, заместитель директора по культурно-массовой работе Дворца культуры имени 1 Мая. Много лет Елена Владимировна ведёт мероприятия различного масштаба и формата. Это лишь одно из направлений её профессиональной деятельности. Режиссёр, сценарист и ведущая рассказала о подготовке к торжествам и концертам, курьёзах и нюансах работы с залом.
С детства во дворце
Те, кто не знаком с жизнью дворцов культуры и думают, что в перерывах между календарными праздниками работы для ведущих нет, сильно заблуждаются.
— Если не брать особенный 2020-й, то в среднем ежегодно наше учреждение проводит более трёхсот мероприятий — от городских уличных праздников, где тысячи зрителей, до небольших конкурсных программ, — рассказывает Елена Мельник. — Я занимаюсь в основном городскими и районными мероприятиями, отчётными концертами коллективов, работаю на краевых фестивалях. Очень редко выступаю исключительно в роли ведущего. Как правило, на мне режиссура и сценарий. Но так и удобнее. Когда знаешь все детали программы, то гораздо легче работать, проще сориентироваться, если что-то пошло не по плану.
Работать в ДК им. 1 Мая Елена Владимировна пришла в 1994 году на должность специалиста.
— С детства я занималась в танцевальном коллективе “Кедровые орешки” во Дворце Труда. Хореография не стала моей профессией, но уже много лет я в сфере культуры, — говорит Елена Мельник.
Первый выход на сцену в качестве ведущей она прекрасно помнит до сих пор. Это было молодёжное мероприятие, и, хоть по возрасту в свои двадцать два года девушка не сильно отличалась от участников, всё равно очень переживала, сможет ли общаться со зрителями. Всё прошло хорошо, но, как говорит наша героиня, до сих пор, выходя на сцену, испытывает лёгкое волнение.
Любимая Масленица
— Ведущий хоть и важный участник программы, но не главный, — рассказывает Елена Владимировна. — Он не должен перетягивать внимание на себя, но при этом необходимо держать ситуацию под контролем.
Ведущий всегда модератор происходящего на сцене, ведь на неё выходят не только артисты, но и обычные люди, которые впервые чувствуют на себе столько внимания. Куда встать, что и когда сказать, как повернуться — избежать суеты помогает как раз опыт ведущего.
— Часто работаем в паре. Мой коллега и надёжный товарищ, с которым мы провели множество разных мероприятий, — Юрий Бессараб, заведующий отделом досуга Дворца. За эти годы мы научились прекрасно понимать друг друга, с полувзгляда. У нас есть собственные тайные знаки, которые мы подаём, когда требуется помощь. Нет, зрителям они незаметны, — смеётся Елена Владимировна. — Ещё мне нравится работать вместе с детьми. Они прекрасны в своей непосредственности и при этом очень ответственны.
Любое мероприятие важно, но церемонии награждения, несколько десятков участников — особенно. Необходимо правильно представить со сцены тридцать, пятьдесят, а то и восемьдесят человек. Например, когда чествуют работников предприятия.
Удобно, если организаторы предоставят список, где заранее проставлены ударения в именах со сложным произношением, сделаны какие-то уточнения. Для многих участников такие церемонии всегда очень волнительное и памятное событие, поэтому ведущий старается уделить внимание каждому. Выходя на сцену всего на несколько секунд, человек должен прочувствовать всю торжественность момента.
К профессиональным праздникам, памятным датам ведущие заранее изучают материал, смотрят терминологию, историю отрасли или предприятия. Стараются запомнить, но читать с листа не возбраняется. И это тоже мастерство, ведь требуется не просто перечислять имена и факты, а переработать информацию в художественный текст, построить беседу со зрителем.
У любой программы есть свои правила жанра. Официальные мероприятия хоть и строятся строго по протоколу, но и здесь иногда бывают форс-мажоры. Иногда изменения в сценарий вносятся прямо перед началом мероприятия или даже уже во время торжества. Например, когда становится известно, что кто-то из первых лиц, почётных гостей задерживается, не приедет или ожидается другой человек. Опытный ведущий всегда мгновенно сориентируется в ситуации.
Зато в уличных мероприятиях можно позволить себе и экспромты, и озорство, и лёгкие вольности. Например, одно из любимых народных гуляний ведущих — Масленица. Она всегда собирает большое количество зрителей, в течение дня на площади работает множество площадок. Но даже безудержное веселье требует режиссуры.
— Часто бывает, что конкурс, где участники взбираются на высокий столб за подарками, затягивается. Ребята пытаются-пытаются, но не выходит, — смеётся Елена Владимировна. — В это время уже параллельно начинаются выступления коллективов, а столб так и не покорён. На площадке работаем вдвоём, один из нас — у сцены, второй подбадривает участников и зрителей на игровой площадке. Много шутим, но никогда высмеиваем.
Всегда с удовольствием ведущие работают на Дне города. Программа центральной площадки включает несколько тематических блоков. Помимо выступлений коллективов и исполнителей, на празднике много интерактива со зрителями. Необходимо держать внимание большой аудитории, и это всегда профессиональный драйв.
Магия-то помогла
Какой бы идеальной ни была подготовка, непосредственно на мероприятии всегда что-то может пойти не по сценарию. Выручает опыт и чувство юмора.
— Был случай, когда я вела детский праздник в образе звездолёта. На мне костюм-шар, шапочка с антенками, работала с гарнитурой, которая меняла голос на мультяшный, но репетировала без неё. Когда вышла перед зрителями и услышала свой голос, не сдержалась и начала хохотать. Остановиться не могу, смех тоже получается забавный — начинают хохотать родители. Так все вместе несколько минут и смеялись.
На некоторых официальных мероприятиях ведущему требуется говорить синхронно с выходом в зал первого лица. Елена Владимировна признаётся, что был случай, когда, ожидая начала торжества, засмотрелась на вид из окна. Всего несколько секунд, возможно, никто в зале и не заметил, но такую оплошность ведущая себя больше не позволяет.
Иногда сюрпризы преподносит техника.
— На детском празднике в цирке по сценарию должен был погаснуть на секунды свет, дети повторяли заклинание, и большой злой дракон превращался в маленького доброго персонажа, — рассказывает Елена Мельник. — Надо же, чтоб так совпало, но именно в это мгновение в здании произошло аварийное отключение электричества. Ведущие в лёгкой растерянности, но держим ситуацию, ребятишки возмущённо кричат магические слова, а света так и нет. Через несколько минут подключили резервный источник и действие продолжилось. Дети были в восторге, что магия наконец сработала.