Проспект культуры
Красноярскому музею художника Б. Я. Ряузова исполнилось 25 лет
Как непросто создавался музей большого мастера.
Музей художника Бориса Яковлевича Ряузова. Сегодня о его существовании известно всем ценителям живописи и тем, кто только открывает для себя изобразительное искусство. Здесь постоянно что-то происходит, проводятся выставки и встречи, концерты и мастер-классы. Гостеприимный музей — один из ярких центров творческой жизни Красноярска. В этом году он отмечает свой юбилей.
“Нам предложили флигелёк...”
25 лет назад, 20 ноября 1995 года, был подписан приказ управления культуры администрации Красноярска “О создании муниципального учреждения культуры музея художника Б. Я. Ряузова”.
Создавался он непросто. Бориса Яковлевича не стало в августе 1994 года. Вскоре на правлении Красноярского союза художников была создана комиссия по его творческому наследию. Был составлен полный список работ, оставшихся в мастерской: картины, этюды, рисунки (в том числе и военные). Поскольку работ было очень много, поступило предложение создать в Красноярске музей Б. Я. Ряузова, талантливого живописца, первого за Уралом советского академика. Инициатива была поддержана на самых разных уровнях. В 1995-м вышло соответствующее постановление. В городском управлении культуры предложили назначить директором нового музея вдову художника Нину Ряузову. Работа началась с нуля. “Помещения под музей ещё не было, стали подыскивать подходящее, — вспоминает Нина Васильевна. — Нам был предложен для начала двухэтажный домик-флигель на улице Марковского, во дворе знаменитого дома Чернышёва. Мы пошли посмотреть. Это был очень маленький домик-флигелёк, в котором большую часть пространства занимала лестница на второй этаж, очень крутая. Мест для размещения картин вообще не было — окна, проёмы, узенькие стены. В общем, для музея художника здание неподходящее. Мы от него отказались. Вскоре предложили помещение в центре города, на улице Ленина, 127. Мы также пришли посмотреть — нам понравилось, тем более был отдельный вход с широкой лестницей, большой входной площадкой”.
Триумф!
...Все трудности были ещё впереди. Непонимание соседей (даже судиться пришлось), отсутствие денег. И музей 10 лет не открывался. Он существовал и в то же время нет. Возможно, помог случай. В Красноярск приехала Валентина Матвиенко, известный политический деятель, и её привела в мастерскую Надежда Кольба, заместитель губернатора по социальной сфере. Просто посмотреть работы. Им всё очень понравилось, они удивились, почему дело стопорится. Потом пришёл мэр Пётр Пимашков, просил познакомить его с творчеством художника. Нина Васильевна долго показывала, рассказывала. Примерно с этого времени ремонт ускорили, и в 2005 году двери музея открылись. Нина Ряузова смогла сберечь работы мужа. И не только картины — рисунки, этюды. Это удивительно, поскольку наброски — это, в принципе, отработанный материал, ведь многие из них стали основой для крупных произведений.
Огромная заслуга Нины Ряузовой ещё и в том, что в течение этих 10 лет, когда музей находился между небом и землёй, она сумела добиться нескольких значительных выставок и открыть творчество мужа жителям не только Красноярска, но и Железногорска, Омска. И если прежде широкая публика была знакома с живописью Ряузова только по участию в общих экспозициях (зональных, краевых, республиканских), то теперь появился масштаб и пришло заслуженное признание.
Первая посмертная выставка с огромным успехом прошла в 1996 году в залах Академии художеств: выставлялись работы, которые ещё никогда и нигде не показывались. Это был настоящий триумф. У людей как будто открылись глаза — какой талант, какой самородок работал всё время рядом с ними. И это, заметьте, несмотря на все его звания и регалии.
Лучше всего, пожалуй, о той ситуации рассказал Виктор Астафьев. Он тоже посетил выставку и был просто поражён. Итогом стала затесь “Душа художника”.
Нюансы высоты
К знаковой дате в музее художника Б. Я. Ряузова открылась выставка “Небо Родины”. Название не случайно. Эти два понятия слились для художника ещё в детских воспоминаниях. Ему пришлось попутешествовать по стране: Волга, Обь, Енисей, Прибалтика. И небо всегда было над ним. Безграничное, прекрасное, мирное, светлое и грозовое фронтовое. Его невозможно потрогать, но оно — общее для всех — тоже часть Родины. И свидетель всего, что происходит на Земле.
Именно этот прозрачный купол задаёт эмоциональное восприятие образа в пейзажах Бориса Ряузова. “Небо может занимать более двух третей композиции, а может быть совсем узкой полоской, зачастую оно серое, плотное, отнюдь не ласковое, но всегда живое, — говорит искусствовед Марина Москалюк. — Тончайшие цветовые нюансы в небесных гладях, ощущаемые только при длительном и внимательном всматривании, передают дыхание неба, таинственную, непостижимую разумом жизнь”.
Родиной Борис Ряузов считал во многом Красноярск, ведь здесь он состоялся как художник, сюда вернулся с войны. И именно сибирское небо так выразительно на его работах.“Окрестности Красноярска”: высокие облака, облака ещё не хмурые, но лёгким дождиком скоро могут пролиться. “Обь на тоне”: лето, ясно, лодки, сети, плоты... “Ямальский мотив”: высь неподвижная, одно слово — белое безмолвие. “Зимняя река” — все оттенки белого цвета, не сосчитать! “На Енисее”: ночь, но не чёрная, а сине-зелёная, и небо отражается в воде...
Борис Ряузов давал возможность понять Сибирь через пейзаж. Он не смягчал её, не приукрашал, был честен перед холстом и людьми и оставил огромное живописное наследие. Значительная часть работ по-прежнему находится в Красноярске, поэтому музей художника Б. Я. Ряузова стремится радовать красноярцев встречами с самобытным творчеством выдающегося земляка.