Проспект культуры

Авторы “Смешариков” рассказали о работе над созданием сериала

В этом году известному сериалу исполнилось 17 лет.

Авторы “Смешариков” рассказали о работе над созданием сериала

Сложно поверить, но в 2020 году известному сериалу “Смешарики” исполнилось семнадцать лет. За это время из забавного и одновременно заставляющего задуматься мультфильма выросла одна из крупнейших анимационных студий Европы. Уникальность “Смешариков” в том, что они интересны и взрослым, и детям. В рамках фестиваля “Герой” в нашем городе состоялась творческая встреча с авторами “Смешариков”: ведущим режиссёром Денисом Черновым и креативным продюсером, сценаристом Татьяной Беловой. Она проходила в режиме онлайн, сегодня публикуем ответы на самые интересные вопросы.

Денис Чернов:

Эти годы пролетели молниеносно и неожиданно для нас самих. По ощущениям — совсем недавно пять человек собрались в маленькой комнате и… Считаю, что специально такое не организовать, присутствуют мистика, провидение, стечение обстоятельств. Если бы в той комнате сидели не совсем те люди, возможно, ничего бы не получилось. Каждый внёс свой вклад в создание “Смешариков”.

Вообще, началась все с граффити. Художник-постановщик и начальный локомотив всей нашей истории Салават Шайхинуров принёс двух персонажей в форме круга: у одного были иголки, у второго — два уха. Они приглянулись Илье Попову, который сейчас является продюсером нашего проекта. У него замечательное дизайнерское чутье. Он увидел потенциал в этих персонажах, стал задавать вопросы: где они живут, кто живёт рядом? Этот мир попытался расширить. Появилась графическая предконцепция проекта — мир смешариков. Тогда мы ещё не знали характеров, голосов наших персонажей.

В тот момент я находился в отпуске, а вообще тогда работал на другой студии. Салават пригласил меня делать новый сериал — 200 серий. Я подумал: почему бы и нет? Это было начало 2000-х годов, тогда никто не мог набраться наглости — сразу заявить 200 серий. Я понял: ребята сумасшедшие, и мне это понравилось.

Татьяна Белова:

Сегодня мы занимаемся не только “Смешариками”. На нашей творческой площадке идёт работа над многими проектами — полными метрами, сериалами, конкурсами. Получилось интересное пространство для творческих людей.

Денис Чернов:

И у “Смешариков” за эти годы появились ответвления, например “Пин-код” — научно-образовательный проект, “Малышарики” — видео для самых маленьких зрителей.

Но студия живая, она, действительно, не законсервирована только под “Смешариков”. Мы делаем много других проектов. Например, уже около трёх лет работаем над новым полнометражным мультфильмом — большой историей про домового Финика. Это зелёное существо со скверным характером, но чертовски обаятельное. Большую часть анимации мы уже сделали, наверное, в следующем году познакомим зрителей с Фиником.

— В “Смешариках” часто встречаются “пасхалки” — отсылки к известным играм, книгам, фильмам? Это намеренное решение — придумывать такие шифры?

Татьяна Белова:

Мы планируем их заранее. Руководитель нашего проекта Анатолий Прохоров всегда просил нас обращать внимание на связки между сериями, а также на дополнительный — не второй или третий, а даже пятый философский слой. Чтобы были отсылки к чему-то, чтобы мультфильм был интересен разной целевой аудитории, людям разного возраста. Но и спонтанность, конечно, присутствует. Иногда уже во время работы над серией приходит какая-то идея, добавляешь что-то.

Денис Чернов:

У нас получилась такая история: собрались люди, близкие по духу и настроению. Может быть, в начале пути мы не сильно понимали, чего хотим, ведь проект задумывался большой. Сразу объять необъятное проблематично. Но мы точно знали, чего не хотим — скучности, пресности. Делаем то, что трогает нас самих. Такие вот мы эгоисты. Но я считаю, что каждый художник должен быть эгоистом и заниматься тем, что в первую очередь находит отклик в его сердце. Чем ярче этот отклик, тем больше шансов, что результат творчества повлияет на других.

Нам интересно внедрять какие-то шифры, отсылки к реальным событиям, предыдущим историям. Кроме того, мир, о котором мы рассказываем, довольно большой. В него постоянно что-то добавляется, и было бы странно, если бы оно исчезало. Кстати, есть целое сообщество тех, кто разгадывает наши шифры, отсылки, раскладывает по полочкам, обсуждает.

— Когда вы создаёте мультфильмы, больше ощущаете себя взрослыми или детьми?

Денис Чернов:

Считаю, что если ты занимаешься анимацией, то инфантильность, в хорошем смысле слова, — признак профессии. Ты должен быть абсолютно искренним, должен стопроцентно волноваться по поводу самых разных вещей: как поросёнок прыгает, как лось моргает? Задумываться об этом взрослому, пятидесятилетнему мужчине странно, но это важно для меня.

Татьяна Белова:

Важно незамыленное восприятие, не соглашение на шаблоны — и так сойдёт. Хочется сделать самое лучшее, поделиться какой-то находкой, своим огнём.

— Какой персонаж вы больше всего ассоциируете с собой?

Денис Чернов:

Это собирательный образ. Я к себе — и Ёжик, и Крош. Всё-таки больше Крош, наверное.

Татьяна Белова:

Наверное, я всё-таки Бараш. Он тоже творит — пишет.

Денис Чернов:

Прелесть наших героев в том, что у них “сложносочинённые” характеры, которые имеют много граней. По определённым чертам они становятся узнаваемыми зрителями. Много раз слышал истории наподобие: “Совунья — это реально наша завотделом”. Это хорошо, когда люди видят в персонажах что-то знакомое и родное.

— Работа над мультфильмами не становится рутиной? Не устаёте от “Смешариков”?

Денис Чернов:

Нормально, когда человек устаёт. Но усталость можно сравнивать с памятью — есть долгосрочная и краткосрочная. У нас скорее краткосрочная усталость, которая накапливается в течение дня. Моя работа странная для обывателя: целый день смотрю мультфильмы. Кажется, что это здорово. Но при этом я постоянно испытываю стресс. Я ведь смотрю не готовые фильмы, а промежуточные стадии. Отслеживаю: здесь не так сделали, там не в тот цвет покрасили… Постоянно рефлексируешь, что бывает болезненным. К вечеру устаёшь. Но на следующий день снова готов работать.

Кстати, возникает впечатление, что с пандемией и переходом на удалёнку люди стали работать гораздо больше — буквально круглосуточно. Сцены на просмотры присылают не только днём, но и ночью.

— Многие современные зарубежные мультфильмы для самых маленьких — плоские, одноплановые, а в “Смешариках” множество смыслов. Насколько трудно совмещать в анимационных фильмах идеи и для детей, и для взрослых?

Татьяна Белова:

Вообще, есть правила приёма сериала. Мультфильмы должны соответствовать целевой аудитории, определённым нормативам. Когда начинают спрашивать, почему ребёнок без родителей, почему он не чистит зубы регулярно, это сразу “уплощает” сюжет. Наш сериал появился гораздо раньше цензуры, которая вводится сегодня.

Денис Чернов:

Когда мы начинали работу над “Смешариками”, за рубежом уже существовала жёсткая квалификация анимационного продукта. В принципе, это нормально — понимать, на какую аудиторию рассчитываешь, кому будешь продавать свой продукт. Класс такой-то означает, что мы не должны делать это и то, иначе нас перенесут в другую категорию, возникнут вопросы, связанные с прокатом, и так далее.

Мы тогда об этом не думали: делали сериал и всё. Отсюда и возникали сложности с продвижением. Когда мы показывали наши мультфильмы иностранным компаньонам, они не совсем понимали, на кого рассчитан сериал. Отмечали: по графике он детский, по содержанию — взрослый.

Какие-то серии отбраковывали, какие-то переозвучивали. Например, не все понимали серию про чёрного ловеласа: какая-то свинка с чёрным дядей… Но это одна из моих любимых серий, она всегда имеет отклик в женских сердцах. Вечная история, в которой нет ничего крамольного. Но по факту в детских мультфильмах такого быть не должно. Надеюсь, что на территории нашей страны не будут введены такие жесточайшие рамки.

— Что бы вы посоветовали начинающим аниматорам, которые мечтают творить?

Денис Чернов:

Не нужно бояться непреодолимых целей. Не надо думать: у меня не получается, кто-то другой сделает это лучше. Будьте раскованными, не стесняйтесь творческих амбиций. Сегодня есть нескончаемый источник информации — интернет, где можно найти огромное количество ответов на профессиональные вопросы, поднять свой уровень, реализовать творческие замыслы. Всё в ваших руках.

Татьяна Белова:

Ещё один совет: объединяйтесь в команды, работайте над творческими проектами вместе.

В тему

Международный фестиваль фильмов для детей и юношества “Герой” проходил в нашем крае с 19 по 23 ноября. Его организатор — “Енисей кино”. В этому году фестиваль состоялся в двух форматах, часть мероприятий была организована в режиме онлайн. Это творческие встречи, мастер-классы.

Офлайн-показы фильмов конкурсной программы проходили в нескольких кинотеатрах, в том числе в Доме кино и детском кинотеатре “Мечта”. Также картины транслировали в интернет-кинотеатре.

Впервые фестиваль “Герой” состоялся в Красноярске в 2018 году. В этом году он получил статус международного. На фестиваль поступило более 180 заявок из 26 стран мира. В результате экспертного отбора 75 фильмов вошли в конкурсную программу, в рамках которой состоялось 8 мировых и 11 российских премьер.

Термин

Пасхалка — секретное послание, которое оставляют своим зрителям, читателям, игрокам писатели, создатели фильмов, компьютерных игр и даже производители товаров. Например, Disney очень любит Микки-Мауса. Он мелькает практически во всех произведениях студии. Вот и “Пираты Карибского моря” не стали исключением. Весёлый мышонок появился на навигационной карте Сяо Фэня. Название происходит от популярного в США семейного мероприятия “Охота за яйцами” (англ. egg hunt), устраиваемого накануне Пасхи, в котором участники должны с помощью подсказок найти как можно больше спрятанных по местности яиц.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА