Проспект культуры

В Красноярске комедию о блокаде Ленинграда назвали «пляской на могиле»

Едва улеглись страсти вокруг скандальных фильмов “Матильда” и “Смерть Сталина”, как вслед им готовится к выходу очередная провокационная кинопремьера на историческую тему.

В Красноярске комедию о блокаде Ленинграда назвали «пляской на могиле»

Едва улеглись страсти вокруг скандальных фильмов “Матильда” и “Смерть Сталина”, как вслед им готовится к выходу очередная провокационная кинопремьера на историческую тему. Российский режиссёр Алексей Красовский анонсировал свою кинокартину “Праздник”, действие которой происходит в блокадном Ленинграде. Настораживает уже само название фильма, однако жанр, в котором он снимается, многие охарактеризовали как верх цинизма и кощунства: по замыслу режиссёра, это будет комедия, “местами чёрная”.

Новость о съёмках комедии на тему голодающего Ленинграда взорвала информационное пространство. “Пляски на костях”, “глумление над исторической памятью”, “дно российского кинематографа” — такими эпитетами награждают ещё не вышедший фильм участники телевизионных ток-шоу, радиопередач и пользователи соцсетей. Всеобщее возмущение вызвала сама идея снять комедию о величайшей трагедии в истории народа. Острее всего её восприняли блокадники, пережившие те жуткие два с лишним года.

— Это безобразие! — возмущается руководитель Красноярской общественной организации пенсионеров и инвалидов “Блокадник” Валентина Антонова. — Я считаю, что этот фильм не должен быть выпущен на экран. Играть на нервах блокадников, которые ещё живы, — это сверх всякого человеческого отношения. Более миллиона человек погибли, и делать из этого комедию — кощунство.

Валентина Антонова с горечью отмечает, что в современном искусстве тема блокады Ленинграда и в целом войны приобретает всё более искажённые формы, когда историческая правда приносится в жертву ярким художественным образам. “Недавно меня пригласили на выставку “Тихие голоса”, тоже посвящённую блокаде Ленинграда, и я была удручена увиденным, — говорит общественница. — Я поняла, что молодые художники не в состоянии осознать и передать реалии того времени. Изображать очередь за продуктами в блокадном Ленинграде чередой висящих авосек — это издевательство. О каких авоськах может идти речь, когда люди получали кусочек хлеба и несли его домой, спрятав в ладонях и прижав к груди?!”

Современный кинематограф также в долгу перед памятью жертв ленинградской блокады, считает руководитель “Блокадника”. Фильмы, подобные “Ленинградской симфонии”, “Зелёным цепочкам”, “Им смерть смотрела в лицо”, “Машеньке” и другим советским кинокартинам, где трагические дни блокады отражались подобающе, сегодня вряд ли кто-то может снять, уверена Валентина Антонова.

Руководитель регионального отделения общественной организации “Союз кинематографистов Российской Федерации” Александр Михайлов считает, что многим современным деятелям искусства не хватает образования и культуры, а ещё больше нравственного и духовного воспитания. Поэтому в стремлении по-новому интерпретировать известные исторические события они зачастую переходят “красную черту”.

— Скажем, мы ходим на кладбище по традиции помянуть умерших родственников, — говорит эксперт. — И вдруг нам это надоело, и мы решили поменять традицию. Так почему бы, к примеру, не сплясать на могилке? Есть ведь какие-то основополагающие вещи, которые нерушимы, незыблемы, которые заложены в нашей духовности.

Александр Михайлов считает, что создателям фильма стоит дать шанс, и судить их творение нужно только после выхода картины, однако отмечает, что сам замысел картины заставляет задуматься. “Я смотрел короткометражку Красовского “Экстремист”, его фильм “Коллектор”, который был высоко оценён на различных фестивалях, — говорит эксперт. — Они позволяют судить о его хорошем творческом потенциале. Вопрос в том, куда и как он его направляет. Лично я считаю себя представителем поколения детей войны и категорически не приемлю какие-то попытки глумиться над этой темой. Я не приемлю такие фильмы, как “Смерть Сталина”, и прочие домыслы и спекуляции современных представителей искусства на подобные темы. Они свидетельствуют о какой-то деформации в культурном коде человека”.

На анонс фильма “Праздник” уже отреагировали в Госдуме и правительстве РФ. Так, депутат Сергей Боярский назвал идею фильма “кощунством и позором” и заявил, что будет препятствовать его созданию. Министр культуры Владимир Мединский был более сдержан и отметил, что фильм снимается на частные деньги, его ещё никто не видел, и давать какие-то оценки рано. Поэтому вопрос о выдаче прокатного удостоверения будет решаться по окончании съёмок. В свою очередь создатели “Праздника” обещают выпустить картину нынешней зимой.

АКЦЕНТ

Действие фильма “Праздник” происходит 31 декабря 1941 года. В центре сюжета — находящаяся “на особом положении” семья Воскресенских, которая живёт в достатке в умирающем от голода городе. Накануне Нового года у них забрали кухарку, поэтому некому приготовить праздничную курицу.

Отправной точкой замысла фильма послужили записи в дневнике инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского, в которых он говорит, что, находясь в блокадном Ленинграде, не имеет трудностей с питанием.

В фильме задействованы известные российские актёры, в том числе Ян Цапник, Павел Табаков, заслуженная артистка РФ Алёна Бабенко.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА