PRO движение
"В новогоднюю ночь всегда на смену". Как работают водители снегоуборочной техники в САТП
Городские новости” продолжают рассказывать о людях, которые совершают подвиг повседневности.
“Городские новости” продолжают рассказывать о людях, которые совершают подвиг повседневности. То есть выполняют свою работу профессионально и ответственно, делая жизнь красноярцев более комфортной. Сегодня речь пойдёт о водителе муниципального “Специализированного автотранспортного предприятия” (САТП) Олеге Чащине.
В офисном помещении предприятия на самом видном месте размещается доска почёта с фотографиями передовиков. На одной из них Олег Николаевич, и даже уже по снимку ясно, что это уверенный в себе, самодостаточный и состоявшийся в жизни человек. По твёрдому и открытому взгляду, расправленным плечам. Знакомимся и понимаем, что такое впечатление было верным.
Элеваторы не только зерновые
Наш герой мальчишкой приехал в Красноярск из Манского района, со станции Камарчага. Техникой он был увлечён с детства. Именно поэтому сразу нацелился идти учиться на водителя.
— В уборочную страду приезжал из техникума домой и работал на зерносушилке, — вспоминает он. — Как все нормальные деревенские ребята в советское время. В этом была даже какая-то романтика!
Такой опыт, как правило, не проходит даром. В нулевые годы в муниципальное предприятие, отвечающее за содержание улиц, пригнали подметально-уборочный комплекс “Бродвей” элеваторного типа. Эта машина состоит из кабины и прицепа, а управляется из единого центра. Прицепная часть по команде автоматики огромной щёткой сметает мусор с городских дорог, прогоняет его через элеватор и помещает в бункер. Олег Чащин очень быстро разобрался, как “чудо техники” действует. Без всяких курсов, по наитию. И новичкам объяснил, как и что устроено: у него к тому времени уже имелось удостоверение наставника — у единственного, кстати, из всего гаража.
Первый на КДМ
В специализированном автотранспортном предприятии есть несколько комбинированных дорожных машин нового поколения (КДМ). Они могут работать поодиночке — если улица узкая и там не развернуться. Либо идут звеном. Время от времени мы все наблюдаем такую картину, когда три-четыре, а то и пять ярко-оранжевых КамАЗов двигаются клином по всей ширине дороги. Сметают щётками, сгребают отвалами снег, направляют его на обочину, подсыпают дорогу от гололёда и перемещаются в другое место. А снежные отходы потом забирает и вывозит другая техника.
Если мы куда-то торопимся, то недовольны тем, что из-за работы такого звена движение замедляется. И только когда читаем в ленте новостей, что где-то из-за наледи на проезжей части случилась авария, понимаем, какие молодцы те, кто не допускает таких ситуаций, своевременно приводит дорожное полотно в порядок. Олег Чащин одним из первых сел на КДМ на базе КамАЗа в начале 2000-х и успешно её освоил. Вторую партию таких машин для своего предприятия он сам ездил получать в Кемерово.
Бригадир рулит
Как и любой профессионал, Олег Николаевич делает свою работу внешне легко и непринуждённо. С калейдоскопической скоростью жмёт на разные кнопки и рычаги, приводя в движение сложные механизмы. Реплика журналиста о том, что передняя панель КДМ ассоциируется с системой управления космическим кораблём, вызывают у него улыбку: “Да что вы? Это же всё элементарно!” Но в то же время герой признаёт: современную технику невозможно сравнить со старой советской. Та зачастую попросту не справлялась с количеством осадков, которые раньше выпадали.
Однако у каждого периода свои сложности.
— Сейчас труднее в том плане, что трафик интенсивнее: ведь раньше личная машина была редкостью, а теперь в некоторых семьях по два автомобиля, — объясняет Олег Николаевич. — Зато снега выпадает — кот наплакал, в этом легче. Раньше бывало, за ночь наметало метровый слой. Бедные зилки с такой толщей не справлялись, буксовали. Приходилось их специально нагружать, чтобы толкнуть вал.
Сейчас Олег Чащин всегда возглавляет звено КМД — на правах бригадира. Это дополнительная ответственность: кто едет первым, тот должен думать, ориентироваться в дорожной обстановке, при необходимости совершать манёвры. По сути, за много лет он выучил маршруты настолько, что не только без навигатора может обойтись, но и вообще вести КамАЗ с закрытыми глазами. Но при этом излишней самонадеянности не проявляет и выверяет свои действия по умным приборам.
Город не спит
Ночь — особое время для водителей техники по уборке улиц и вообще для всех оперативных служб. По словам Олега Николаевича, даже удивительно, сколько красноярцев не спят в эти часы. Многие ведут себя более раскрепощённо, чем днём. Могут позволить резкие выпады в адрес тех, кто чистит улицы: возмущаются, что те не так проехали, что-то забрызгали, или камушек из-под тяжёлых колёс не туда отлетел.
— Хотя справедливости ради надо заметить, что есть и благодарные жители, — говорит бывалый водитель. — Даже спасибо нам за работу говорят. В основном это происходит в снегопад.
Что касается новогодней ночи, то за 25 лет работы в САТП Олег Чащин всего пару раз проводил её дома с семьёй. Его всегда ставят на смену: как самого грамотного и ответственного. В этом году график пока не делали. Но если Олегу Николаевичу придётся чистить снег в то время, когда все будут сидеть за столами и открывать шампанское, он точно не будет роптать. Потому что любит свою работу.
В тему
Один из самых напряжённых моментов за все годы работы Олега Чащина случился в конце девяностых годов весной. Из-за резкого похолодания на улице Белинского мгновенно образовалась катушка из наледи, из-за этого произошло катастрофическое по количеству участников ДТП. Столкнулись 18 транспортных средств, среди них — легковушки, троллейбусы, автобусы. Были жертвы, трагически погибла на месте одна из кондукторов. Чтобы подсыпать магистраль, спецтехника поднималась по обледенелой горе задним ходом, обрабатывая дорогу впереди себя. Сейчас заранее принимается целый комплекс мер, чтобы ничего подобного не повторилось.
Акцент
Быть водителем-асом на крупном современном предприятии — это беспроигрышный вариант для того, чтобы чувствовать твёрдую почву под ногами, обеспечивать семью, путешествовать. Олег Чащин мог бы при желании отправиться по путёвке в Турцию и в Таиланд. Но не стремится к этому: ему не по душе суета, которая царит в аэропортах, отелях, на пляжах. Он предпочитает спокойный отдых: побродить по лесу, посидеть с удочкой у реки.
На работе его ценят и уважают. А ещё он много раз получал награды как призёр конкурса профессионального мастерства, который САТП проводит для своих водителей. Задания стандартные: выполнить “змейку”, преодолеть тоннель и колею. Но скучно на соревнованиях не бывает. Это всегда драйв, сплочение коллектива и стимул поддерживать свою квалификацию на высоком уровне.