Бизнес
Как сувенирный бизнес растет в пандемию
Компания “Деревянный стиль” до пандемии искала своих клиентов и партнёров через “сарафанное радио” и соцсети.
Красноярская компания — производитель сувениров и аксессуаров из дерева “Деревянный стиль” до пандемии искала своих клиентов и партнёров через “сарафанное радио” и социальные сети. Однако самоизоляция показала, что нужны иные каналы продвижения. Сегодня “Деревянный стиль” запускает свой сайт и делает ставку на развитие онлайн-продаж.
Самодельный станок
Собственный бизнес Екатерина Вербицкая с мужем начали в 2016 году. Сегодня создательница “Деревянного стиля” вспоминает, что тогда всё произошло случайно. “У нас родилась дочка, и я в интернете увидела, что для новорождённых из дерева можно сделать красивую метрику с именем. Идея понравилась. Я предложила мужу: “Давай купим”. Он тогда удивился и сказал: “Зачем покупать? Я сам смогу такое сделать”, — делится Екатерина.
В то время муж Екатерины, инженер по образованию, работал на заводе. Фрезерный станок для будущей метрики он собрал сам. “Для станка мы купили деталей на 50 тысяч рублей. Это и были наши первоначальные вложения. В итоге получилась очень красивая метрика. Её мы повесили в комнате дочери, и с тех пор всё закрутилось”, — рассказывает основательница бизнеса.
Первыми клиентами Вербицких были их друзья и знакомые. Они приходили в гости, видели метрику и просили сделать такую же. Самодельный станок ребята поставили дома — выделили ему пять квадратных метров помещения. Тогда никто не думал, что хобби превратится в полноценный бизнес.
От детского ассортимента к бизнес-подаркам
Ставку в “Деревянном стиле” решили сделать на детский ассортимент. Екатерина Вербицкая: “Тогда это был очень логичный шаг. У нас рос ребёнок. Мы хорошо понимали, что нужно детям”.
В ассортименте компании появились именные линейки и вкладыши, детские ночники, развивающие игрушки, бизиборды. Чаще всего ассортимент формировала сама Екатерина. Но иногда были запросы от клиентов. “Рынок сам подсказывал, что надо производить. К нам приходили красноярцы и говорили: сделайте нам специальные часы или брелки. Мы идею подхватывали. А уже через некоторое время она появлялась у нас в линейке”, — делится основательница “Деревянного стиля”.
Постепенно ассортимент компании расширялся. Помимо детской темы, появились сувениры и бизнес-подарки. “Мы стали увеличивать ассортимент и во многом даже уходить от детских изделий. Сегодня основной поток заказов у нас приходится на бизнес-сувениры. Это упаковка, коробки, разные корпоративные подарки”, — поясняет Екатерина Вербицкая.
В 2018 году компания расширилась. Екатерина прошла обучение на курсах предпринимательства от красноярского центра занятости и получила субсидию. На эти деньги ребята купили свой первый лазерный станок. “Это был переломный момент. Лазерный станок расширял наши возможности. Теперь мы могли из дерева делать сложные, интересные вещи”, — вспоминает основательница компании.
Уже к 2019 году заказов стало настолько много, что муж Екатерины уволился с работы и полностью посвятил себя бизнесу. В “Деревянном стиле” он отвечает за производство. Продажи, продвижение и работа с заказчиками — на Екатерине. Она шутит, что муж у неё работает за борщи. Но при этом добавляет: одна она с таким бизнесом бы не справилась.В среднем сегодня “Деревянный стиль” в месяц изготавливает от десятков до нескольких тысяч разных предметов. У компании своё производственное помещение 80 кв. м и уже четыре станка — два лазерных и два фрезерных.
Сбыт через “мамские” чаты
Первых клиентов Екатерина искала через разные группы в мессенджерах. “Я сама состояла сразу в нескольких “мамских” чатах. Большинство наших клиентов приходили именно оттуда. Судите сами: детям в детском саду или в школе постоянно нужны подарки к дню рождения, 8 Марта, 23 Февраля. Сюда же со временем присоседились такие праздники, как 1 сентября, дни учителя и воспитателя. К этим датам у нас покупали линейки, закладки, брелки и многое другое “, — делится она.
В 2018 году, когда производство набрало оборот, “Деревянный стиль” запустил свои группы ВКонтакте и инстаграме. Однако, по словам Екатерины, большого потока клиентов с этих площадок не было. “Всё-таки многие узнавали о нас по принципу “сарафанного радио”. Большинство клиентов приходили по рекомендации, а не через социальные сети”, — рассказывает основательница компании.
Весной 2020 года, когда начались пандемия и самоизоляция, стало понятно, что продвигать себя только с помощью “сарафанного радио” ошибочно. Екатерина Вербицкая: “В этот период все чаты заглохли. Наши продажи сократились примерно на треть. Встал вопрос о необходимости своего собственного сайта и интернет-магазина. Мы сели, подумали, подсчитали и поняли, что финансово не потянем такие траты”.
На помощь бизнесменам пришёл центр поддержки предпринимательства “Мой бизнес”. “Вообще с ребятами из “Моего бизнеса” я познакомилась в 2019 году. Тогда я попала на бесплатные курсы по продажам в КРИТБИ. В рамках обучения к нам пришли специалисты центра и рассказали о некоторых мерах поддержки предпринимателей в крае. Я заинтересовалась и буквально на следующий день пришла к ним в офис. Они тут же предложили мне бесплатно поучаствовать в одной из красноярских ярмарок. В результате именно на той выставке мы нашли несколько партнёров — производителей сельхозпродукции. Для них мы до сих пор изготавливаем упаковку. Сейчас “Мой бизнес” помогает делать для нас сайт. Центр полностью взял на себя траты на его создание и запуск. Там будет представлена вся наша товарная линейка. Начнёт работу сайт уже в январе”, — делится Екатерина.
Во время пандемии “Деревянный стиль” расширил ассортимент. Компания нашла партнёра и стала изготавливать товар с “коронавирусным” юмором. Екатерина Вербицкая: “Юмор — это спасательный круг при любой, даже самой патовой ситуации. Мы делаем брелки, магниты, открытки с разными шутками. Это сейчас очень востребовано”.
Планы на сертификацию
В этом году пандемия помешала компании расширить свои производственные мощности. Поэтому в планах “Деревянного стиля” на ближайшее будущее — приобрести новое оборудование и увеличить своё производственное помещение.
— Нам это необходимо, чтобы реализовать все свои идеи по новому ассортименту. В 2021 году мы хотим запустить в производство другую продукцию. Для этого товара нужна сертификация. Мы очень рассчитываем, что в этом нам поможет центр “Мой бизнес”. У них большой опыт работы в этом вопросе, — заключает Екатерина Вербицкая.
Она добавляет, что сегодня в Красноярске очень много предприятий, занимающихся производством сувениров и аксессуаров из дерева. “Но мы отличаемся своей ответственностью и индивидуальным подходом к каждому клиенту. За все эти годы мы ни разу никого не подвели. Всегда делали всё вовремя и профессионально”, — резюмирует Екатерина Вербицкая.