Бизнес
Текстильная компания “Артемида” перестроила своё производство в пандемию
Вместо подушек и одеял здесь стали делать спецодежду для медиков.
Красноярская компания “Артемида” (бренд “Цветные сны”) во время самоизоляции буквально за считаные часы смогла переформатировать своё производство. Вместо подушек и одеял здесь стали делать спецодежду для медиков и защитные маски для населения. Сегодня, когда ситуация стабилизировалась, “Артемида” по-прежнему занимается производством текстиля. В планах — выйти со своей продукцией на рынок стран СНГ.
Создавай своё
Компания “Артемида” в Красноярске появилась в начале 2000-х. Основал её муж Елены Глазковой. Сама же она в тот период возглавляла дирекцию маркетинга федерального ритейлера и не думала входить в семейное дело. “Артемида” занималась перепродажей текстиля для дома — постельного белья, подушек и одеял. Компания закупала товар в Китае, Турции, а также на фабриках в Иванове. Сбыт был налажен через КрасТЭЦ и другие рынки Красноярска.
— Всё изменилось в 2006 году. Поднялись пошлины на ввоз текстиля. Возросла логистическая составляющая. Выхода у мужа не было: или открываем своё производство, или закрываем бизнес. Он видел, как подобные фабрики организовываются, и решил рискнуть, — вспоминает Елена Глазкова.
В этом же году “Артемида” закупила первое оборудование и стала производить свой текстиль. Первая линейка компании состояла всего из шести изделий — три вида одеял и три вида подушек. Сейчас Елена Глазкова признаётся, что в тот момент она наблюдала за развитием бизнеса мужа “из зрительного зала”.
— Мне это было не так интересно. Есть своя, любимая работа — и хорошо. Но уже к 2009 году стало понятно, что муж не успевает следить за всем, а наши каналы сбыта — рынки — уже не работают, и надо что-то делать. Вот я и подхватила его инициативу. Так до сих пор и держу её, — делится она.
Брендируйся
Первое, что сделала Елена, когда вошла в “Артемиду” — брендировала новый продукт. Как маркетолог, она понимала: своему производству нужно особое название. Так и появился бренд “Цветные сны”.
Вторым шагом был поиск новых каналов сбыта. Владелица бизнеса сразу решила — надо идти в крупные сети. “Я понимала, что на рынках уже давно никто ничего не покупает. А производство надо загружать. Мы составили коммерческое предложение для крупных торговых сетей Красноярска — “Командор”, “Армада”, “Эльсити”, “Любимые дети”. Им наш товар понравился. Мы стали сотрудничать. Вслед за ними подтянулись известные дискаунтеры — “Светофор” и “Пятёрочка”, — рассказывает Елена Глазкова.
Ещё один канал сбыта — гостиницы и дома отдыха. Елена сама лично развозила им свою продукцию, предлагала попробовать. В итоге многие становились клиентами “Цветных снов”. Позже к ним присоединились учреждения министерств здравоохранения и образования края. Продукция “Артемиды” появилась в детских садах, больницах и т. д. Три года подряд компания выигрывала тендер на госзаказ.
Строй свою сеть
Вскоре стало понятно, что компании для развития производства необходимо новое текстильное оборудование. В 2011 г. на выставке “Текстильлегпром” в Москве Елена увидела свою мечту — “многоиголку”: скоростную стегальную машину. Одновременно в неё можно заправить 140 иголок и делать самые разнообразные рисунки стёжки. При этом производительность увеличивается в сотни раз. “Такое оборудование было недешёвым удовольствием. Купить его самостоятельно мы не могли, — делится Елена Глазкова. — Тогда нам впервые на помощь пришёл центр “Мой бизнес”. Он оперативно и без проблем выдал нам займ в один миллион рублей на покупку оборудования. С тех пор мы не раз обращались туда за небольшими кредитами на модернизацию производства. В последний раз он нам помог летом этого года. У центра было много антикризисных продуктов. Мы брали кредит на пополнение оборотных средств”.
Уже к 2014 г. “Артемида” производила 810 тысяч подушек в год, за что была отмечена званием “Национальная опора России” и вошла Союз товаропроизводителей РФ. Сейчас у компании 800 наименований продукции. Кроме подушек и одеял, под брендом “Цветные сны” стали выпускаться махровые изделия, домашняя одежда, кухонные принадлежности.
По словам Елены Глазковой, конъюнктура рынка стремительно менялась. Рассчитывать на сбыт только через крупных ритейлеров было неправильно. “Мы стали делать ставку на свою собственную сеть. Первый наш текстильный отдел появился в ТРЦ “Июнь” ещё в 2009 году. Сейчас у нас уже семь фирменных салонов текстиля “Цветные сны”, — отмечает Елена Глазкова.
В 2018 г. “Артемида” переехала в здание собственной фабрики. “Мы десять лет были в коммерческой аренде. В 2018 году построили собственное помещение в 1200 квадратных метров — это была большая радость”, — рассказывает Елена Глазкова. Сейчас на фабрике работает уже четыре линии по стёжке одеял и подушек.
В этом же году предприятие запустило линии по производству сырья для своей продукции. Сегодня “Артемида” изготавливает синтепон, полиэфирные полотна с бамбуковым волокном, льном, хлопком. Компания обеспечивает сырьём не только себя, но и продаёт его мебельным компаниям и производителям спецодежды.
Переформатируйся в пандемию
Елена признаётся, что весной 2020 г., после объявления режима самоизоляции, ей долго думать не пришлось. Решение возникло очень быстро. “Мы переориентировались буквально за несколько часов. Я связалась с министерством промышленности и торговли Красноярского края, сказала, что мы готовы в этот период шить одежду для медиков — халаты, бахилы, чепчики. Кроме того, у нас есть все ресурсы, чтобы изготавливать маски, которые тогда были очень нужны. Нам пошли навстречу, и мы стали активно работать”, — делится создательница “Цветных снов”.
На пике спроса в месяц “Артемида” изготавливала около 50 тысяч масок.
Сейчас компания строит вторую очередь фабрики. “Как только мы въехали в 2018 году в своё помещение, мы сразу поняли, что нам его не хватает. Начали согласовывать дополнительный земельный участок по соседству с нашей фабрикой. Как раз в пандемию мы получили все разрешительные документы и стали проводить монолитные работы. Надеюсь, в ближайшее время мы закончим этот проект”, — добавляет Елена Глазкова.
Ищи партнёров за рубежом
В 2019 г. “Артемида”, при поддержке центра “Мой бизнес”, приняла участие в федеральной выставке “Текстильлегпром”. В результате было заключено несколько крупных контрактов на поставки по всей стране — от Калининграда до Владивостока.
По словам Елены Глазковой, пандемия показала, что нужно мыслить шире и искать каналы сбыта и за пределами России. “Нам очень интересен рынок Казахстана. Но найти самостоятельно там партнёров мы не могли. В итоге опять обратились в центр “Мой бизнес”. У них огромный опыт работы с экспортными компаниями края. Сегодня специалисты центра уже помогают нам вести по скайпу переговоры с тремя казахскими предприятиями. Очень надеюсь, что в следующем году у нас получится отправить первые партии товара”, — заключает Елена.
Не оставляет Елена Глазкова планов по увеличению собственной сети “Цветные сны” и наращиванию ассортиментного ряда. “У нас очень сильная команда: технологи разрабатывают модели любой сложности, работает своё дизайнерское бюро, слаженная команда профессионалов на производстве. Мы можем выполнить любые заказы наших клиентов, от самых простых, массовых, до изысканных штучных заказов розницы. Раньше текстиль нашего производства в сети “Цветные сны” занимал всего 30 процентов. Сейчас 65 процентов всей продукции наших магазинов мы делаем сами. Хочется эту цифру и дальше увеличивать. Производить всё больше своего текстиля”, — резюмирует Елена Глазкова.