Красноярск исторический
Здание старого аэровокзала в Красноярске станет памятником истории
Аэровокзал открылся на территории нынешней Взлётки в 1954 году.
В государственный реестр объектов культурного наследия включат здание аэровокзала, которое расположено на Взлётке. Такое решение принято на заседании комитета по образованию, культуре и спорту Заксобрания края.
Здание аэровокзала, построенное в 1954 году, по инициативе администрации Советского района в январе текущего года включили в перечень выявленных объектов культурного наследия. И вот сейчас подготовлены необходимые документы, чтобы признать здание памятником истории регионального значения.
Здание считается одним из наиболее интересных объектов застройки города 1950-х годов. Оно тесно связано с развитием авиации в крае. Енисейский объединённый авиаотряд был создан ещё в 1928 году. В довоенное время Енисейская авиагруппа обслуживала близлежащие населённые пункты, а также полярные станции.
Во время Великой Отечественной войны в Красноярске в районе современной Взлётки был построен военный аэродром первого класса. Он стал конечным пунктом для воздушной трассы Уэлькаль — Красноярск. По ней советские лётчики перегоняли с аэродрома Фэрбанкс на Аляске американские самолёты для дальнейшей их отправки на фронт. Первая часть бетонного покрытия взлётно-посадочной полосы на аэродроме была уложена японскими военнопленными. К концу войны аэродром имел две бетонные взлётно-посадочные полосы размерами 1000 на 80 метров, четыре ангара, служебные помещения, технический склад, гараж, водомаслогрейку.
Самолёты обслуживал специальный батальон. В аэропорту базировалась Харьковская военная авиационная школа, эвакуированная в начале войны. В авиамастерских этой школы в Покровке по улице Желябова, 6 ремонтировали пригнанные самолёты, готовили их к отправке на фронт, красили. С истребителей снимали плоскости крыла и грузили их на железнодорожные платформы, бомбардировщики же летели на запад своим ходом.
Самолёты ремонтировали также и в мастерских на острове Молокова, и на территории судоремонтного завода, где располагался первый авиаремонтный завод.
В 1946 году на бывшем военном аэродроме был создан гражданский аэропорт. А в 1954 году открылся современный типовой аэровокзал и соответствующая тогдашним требованиям взлётно-посадочная полоса для эксплуатации самолётов Ли-2, Ил-12, Ил- 14. Как писали газеты, в здании аэровокзала были созданы все удобства для пассажиров. Кроме служебных помещений, там были большой зал ожиданий, несколько комфортабельных гостиных и комнат отдыха, ресторан, парикмахерская.
В 1960—70-е годы флот Красноярского авиаотряда пополнялся новой техникой — лайнерами Ил-18, Ан-24, Як-40, грузовыми Ан-12. На самолётах Ил-18 выполнялось большое количество транзитных и прямых рейсов: географическое положение и возможности Ил-18 сделали аэропорт Красноярска основным эстафетным аэропортом для рейсов из Европы на восток. Одновременно на перроне находились десятки Ил- 18. Так, только в Москву выполнялось двадцать четыре рейса в сутки.
К 1976 году взлётно- посадочная полоса существующего аэропорта была удлинена до двух тысяч трёхсот (на сорок) метров, что дало возможность принимать самолёты Ту-134, Ту-154, Ил-76.
Находившийся среди городской застройки аэропорт не имел перспектив развития. Поэтому в 1988 году его закрыли для приёма гражданских судов. Военно-транспортные суда эпизодически использовали его до 1990 года.