Бизнес
Как пандемия помогла Delicert покорить азиатский рынок
В этом году на мировом продовольственном рынке появился ещё один красноярский бренд.
В этом году на мировом продовольственном рынке появился ещё один красноярский бренд. Местная шоколадная фабрика Delicert во время пандемии освоила азиатские маркетплейсы — представила свою продукцию на TaoBao. Китайцам красноярский шоколад пришёлся по вкусу, и теперь в планах компании наращивать своё присутствие на онлайн-площадках, участвовать в международных выставках.
От продаж к производству
Основатель фабрики натурального шоколада Delicert Иван Анкудинов считает, что в его деле нет ничего волшебного или мистического. “Многие люди хотят создать вокруг шоколада сказочный ареал. Они думают, что мы здесь, как Вилли Вонка, творим сладкие чудеса. Но это не так. Работа с шоколадом трудоёмкая, требующая терпения и усердия”, — делится он.
Компания Delicert появилась почти семь лет назад. Тогда Иван Анкудинов попробовал настоящий итальянский шоколад. “Это был очень качественный и натуральный продукт. В России найти что-то подобное сложно. То, что люди покупают в супермаркетах, далеко от вкуса настоящего шоколада. Мы решили продавать в Красноярске этот итальянский бренд. Но вскоре поняли, что надо производить самим нечто подобное. Спустя год мы открыли собственное производство и стали делать шоколад с разными вкусами, добавками”, — вспоминает Иван.
За первый год работы с итальянским шоколадом Иван изучал технологию производства этой сладости, прошёл обучающие курсы, посмотрел много мастер-классов. Сегодня он признаётся, что были и страх, и сомнения. Никто не был уверен на сто процентов, что продукт будет популярен.
Первым делом молодые предприниматели сняли небольшое помещение под фабрику и стали искать поставщиков. Иван Анкудинов говорит: “Это непростой процесс. Мы запрашиваем образцы, тестируем их на фабрике — проверяем лабораторным способом. Что-то подходит, а что-то нет. Сегодня с нами работают десятки поставщиков. Мы берём у них большое количество продукции — от какао масла до семян конопли”.
Первая партия продукции Delicert была выпущена в 2015 году. Это был молочный шоколад с цельным фундуком. Вслед за ним компания выпустила продукт с перетёртыми сибирскими ягодами — малиной, смородиной, брусникой, вишней.
Поиск своего ассортимента
Сегодня Delicert выпускает 70—75 видов шоколада. Весь ассортиментный ряд разделён на 15 серий — классическая линейка, с экстрактами, Traveler's версия и т. д. Создатель фабрики признаётся, что разработка ассортимента не всегда проходила гладко, бывали ошибки. “Случалось так, что нам казалось — этот вид шоколада будет сенсацией, а он не выстреливал. Например, на старте мы сделали линейку спортивного шоколада. Добавили в него природный энергетический продукт — гуарану. Но дело не пошло. Просто в сознании людей шоколад и спорт несовместимы. У них разная целевая аудитория”, — делится Иван Анкудинов.
Он добавляет, что бывали, конечно, и обратные случаи. Когда Delicert сделал линейку живого шоколада с сосновой шишкой и клюквой, никто не думал, что он так понравится аудитории. “Нам казалось, в этом нет ничего сверхъестественного. Для Сибири шишка и клюква — обычные дикоросы. Но продажи у этого шоколада сразу были хорошими. Он до сих пор один из наших хитов”, — объясняет Иван.
На старте в компании было решено сбывать свой продукт сразу по нескольким каналам. К моменту открытия фабрики у Delicert уже была своя точка продаж в одном из торговых центров Красноярска. Кроме того, были заключены партнёрские соглашения с магазинами полезных продуктов, чая и кофе, небольшими продовольственными маркетами. Параллельно предприятие запустило свой интернет-магазин и даже освоило франшизный бизнес. “Мы начали потихоньку искать оптовых клиентов в других городах. Франшиза для нас ещё один способ продвинуть свой продукт. Сегодня наши франчайзи работают по всей России”, — отмечает основатель Delicert.
Для продвижения своего бренда компания использовала выставки. В 2017 году Delicert впервые принял участие в красноярских ярмарках — “Осень на даче” и “Рождественская ярмарка”. Иван Анкудинов вспоминает: “Тогда мы познакомились с Агентством развития бизнеса. Сейчас это центр “Мой бизнес”. Им понравились наша идея и продукция. Они спонсировали нам участие в этих выставках. Кроме того, помогли сделать декларации для шоколада. Это документы, подтверждающие соответствие нашего товара всем требованиям закона”.
Вслед за красноярскими ярмарками “Мой бизнес” помог Delicert принять участие в крупных российских выставках — “Продэкспо”, World Food в Москве и “Питерфуд” в Санкт-Петербурге. “Это, конечно, уже совсем другой уровень. Для компании участие в подобных проектах очень важно. “Мой бизнес” взял на себя оплату наших стендов”, — объясняет Иван.
В итоге на выставке в Санкт-Петербурге в 2019 году шоколад Delicert взял две золотые медали в конкурсе “Наша марка”.
Пандемия — время для роста
Весной 2020-го многие каналы сбыта компании рухнули. Торговые центры и магазины закрылись, новые франчайзи не обращались. “Заказы через интернет-магазин не были настолько большими, как нам хотелось бы. Мы распустили персонал фабрики и не производили продукцию около двух месяцев. Но это время мы провели с пользой — сделали глобальную инвентаризацию, перепланировку на производстве и пересмотрели дизайн этикеток. Появилось время на то, на что обычно его не хватает”, — отмечает основатель Delicert.
В компании сразу стали искать альтернативные каналы сбыта. “Мы изучили правила входа на различные российские маркетплейсы — Ozon, Wildberries, “Беру.ру”, — рассказывает Иван Анкудинов. — Весной подали все документы и начали работать. Первые партии товара отправили в период карантина. Идея оказалось удачной. Наш шоколад стал пользоваться спросом. Думаю, если бы не пандемия, у нас никогда бы не дошли до этого руки”.
Одновременно со штурмом российского рынка Delicert занялась освоением зарубежных маркетплейсов. Здесь опять на подмогу компании пришёл центр “Мой бизнес”. “Благодаря центру мы зарегистрировались на известной китайской онлайн-площадке TaoBao. Более того, уже даже отправили на склад в Китай первую партию своего товара — около ста килограмм продукции”, — делится Иван.
Кроме того, пандемия не стала для компании помехой для участия в международных выставках. “Не так давно мы с помощью центра “Мой бизнес” отправили свой товар на выставку в Китай. Сами поехать не смогли. Оказалось, что такой формат заочного участия — неплохой вариант продвижения продукции”, — признаётся создатель шоколадной фабрики.
В планах компании на следующий год — штурм федеральных сетей продритейла. Иван Анкудинов говорит: “Нам очень интересно зайти на полки крупных продовольственных сетей. Конечно, работать с ними непросто. Ритейлеру нужна низкая цена, а мы не можем себе этого позволить, так как у нас дорогое сырьё. Переговоры с сетями непростые, но, я думаю, у нас всё получится”.