Бизнес
Красноярские банки, event-агентства и образовательные центры рассказали о работе в пандемию
Компании, помогающие бизнесу развиваться, рассказали «Городским новостям», что изменилось в 2020 году.
Сейчас много говорят о снижении деловой активности, имея в виду прежде всего финансовые показатели: оборачиваемость средств, доходы. Однако в более широком смысле деловая активность — это развитие, продвижение, укрепление связей. Журналист “Городских новостей” пообщался с представителями организаций, взаимодействующих с бизнесом, и выяснил, как красноярские предприниматели в период очевидного кризиса реализуют долгосрочные стратегии.
Готовим дома
Мало какой бизнес может обходиться без заёмных средств. Поэтому в первую очередь мы обратились к банкирам. Спросили, какой была динамика по выдаче кредитов с начала пандемии и изоляции и с чем мы пришли к декабрю.
— Четвёртый квартал стал самым активным в году с точки зрения кредитования предпринимателей, — рассказал Андрей Сорокин, начальник отдела развития и привлечения клиентов малого и среднего бизнеса красноярского филиала банка “Открытие”. — Карантинные меры закончились, появился какой-то просвет. Важным моментом стало решение Центробанка о сохранении ключевой ставки на довольно низком уровне. Хотя определённую осторожность бизнесмены всё равно проявляют. Банки — тоже. Кредиты выдаются преимущественно на развитие, а не на спасение тех, кто себя плохо чувствует после локдауна. Для них есть отдельная программа, связанная с поддержкой государства.
По словам Андрея, сегодня практически перестал брать кредиты общепит. Это одна из наиболее пострадавших от эпидемии сфера. Какие-то кафе и рестораны закрылись, а у тех, кто жив, полно других забот.
— Есть компании, которые не могут существовать без кредитных ресурсов и приходят за ними при любых условиях, — уточнил Андрей Сорокин. — Сельхозпредприятия, например. Или транспортные компании — с прошлой весны объёмы грузоперевозок у них снизились, но к Новому году выровнялись. Неплохая активность в плане кредитования у продуктового ритейла: затраты на питание люди не снизили и стали больше готовить дома.
Осторожнее с утками!
Чтобы побеждать конкурентов, надо быть на виду. Но когда экономику начинает лихорадить, бизнес урезает расходы на рекламу.
О том, стали ли из-за коронавируса по-другому вести себя рекламодатели, мы поговорили с руководителем регионального агентства “1-LINE” Еленой Кулижниковой.
— Пандемия не привела к расторжению договоров, которые мы заключили в начале прошлого года, — заверила Елена Юрьевна. — Они полностью отработаны. Что будет дальше, не совсем понятно. Есть компании, для которых важен качественный контент, профессиональная подача материала, — с ними не думаю, что у нас что-то изменится. Но некоторые партнёры сомневаются, стоит ли размещать на нашем ресурсе платные публикации. Считают, что хватит разовых событийных поводов, которые заинтересуют редакции и без денег. Увы, такой подход нередко приводит к тому, что освещением событий и фактов занимаются случайные люди. Как следствие — ошибки, непонимание сути вопроса, а в результате информация о событии в лучшем случае остаётся непонятой и непринятой аудиторией, в худшем — воспринята негативно.
Ещё одна тенденция, на которой акцентировала внимание Елена Кулижникова, — это отток рекламы в соцсети, который начался гораздо раньше, чем пандемия. Люди под впечатлением от больших охватов аудитории в Инстаграме, Телеграме, ВКонтакте от оперативности размещения информации. Но не всегда задумываются о её достоверности и возможных фейках (фальсифицированных новостях, которые раньше называли утками).
В то же время часть потребителей товаров и услуг хотят узнавать информацию из традиционных СМИ. Так, “Городские новости” много лет читает одна и та же аудитория, которая доверяет этому изданию и узнаётзнёт обо всём важном именно из него. Есть пул бизнесменов, которые, запуская новый продукт или проект, рассказывают о нём в “Горновостях”.
— На то, чтобы найти свою нишу на интернет-площадках, нужно много времени и усилий, — убеждена Анна Красовская, руководитель рекламного отдела “Городских новостей”. — Зачастую наработанные годами связи оказываются эффективнее.
Взрыв на зуме
Фразе “Кадры решают всё” почти сто лет, но она актуальна до сих пор. Что бы ни происходило в стране и мире, грамотный персонал со светлыми головами и отточенными навыками — оплот любого предприятия.
Отрадно было услышать, что бизнес-образование в Красноярске в пандемию хотя и просело, но не умерло.
— Этот рынок будет жить до тех пор, пока существует предпринимательство, — считает Наталья Дьячук, руководитель тренинг-центра. — В городе немало компаний, которые непрерывно инвестируют в образование сотрудников. Часть из них продолжила обучение и во время самоизоляции. Ещё часть какое-то время пребывала в оцепенении, но мы постоянно поддерживали связь. Пока я не слышала, чтобы кто-то из наших клиентов прекратил свою деятельность. Да, исчезли какие-то направления, что-то переформатировалось, но все работают.
Весной обороты в тренинг-центре Натальи Дьячук снизились на 60 процентов. Можно было приостановить деятельность, и это выглядело бы логичным, но привело бы к потере сильной слаженной команды и доверия клиентов. Пришлось мобилизоваться, перестроиться, разработать новые онлайн-продукты с актуальными темами. К концу года разрыв с докоронавирусными показателями составлял по некоторым проектам уже 30 процентов. Те, кто в бизнесе, понимают: без обучения невозможно оставаться на плаву и быть в курсе всех трендов. Компания должна быть стойкой к переменам, менеджмент — эффективным и живым, сайт — продающим, интернет-реклама — действенной. Продажи требуют постоянной тренировки, новых инструментов. Бизнес вообще сложный механизм, где всё взаимосвязано: если хотя бы одна “шестерёнка” начнёт крутиться неисправно, остановится вся система.
В сфере бизнес-образования некоторые от перехода на удалённый формат только выиграли. В плюсе оказались те, кто изначально был ориентирован на диджитал (скайп, зум и прочие цифровые форматы).
— В 2020 году в дистанционном образовании случился взрыв! — констатирует Мария Райдер, автор онлайн-курса по графическому дизайну, которая одновременно преподаёт офлайн в Красноярском колледже сферы услуг и удалённо на всероссийском курсе писательского мастерства. — Про пандемию сначала говорили, что она на неделю или две. Но когда произошёл первый локдаун, люди пришли к нам на трёхмесячный курс, хотя раньше покупали отдельные модули по 30 дней. То есть сразу было понимание, что карантин затянется надолго. Мы были вынуждены нанимать новых кураторов, потому что не справлялись с потоком желающих учиться. Он не схлынул до сих пор.
Привет Заполярью
Слово “ивент” английского происхождения и ещё толком не зафиксировано в русских словарях, но в деловом мире его используют часто. Так называются мероприятия по продвижению бренда во внешней или внутрикорпоративной среде.
— Пандемия многое поменяла, — описывает события последних месяцев Пётр Серов, директор и режиссёр агентства стратегических событий “Good Story”, которое занимается созданием таких событий. — Не все понимают, за что они должны платить, если нет банкета и накрытых столов. На самом деле организовать мероприятие в онлайне на 50—100 человек непросто: нужны творческие ресурсы, техническое оснащение.
Во втором полугодии, подчёркивает Пётр, удалённых торжеств было больше. Одна крупная федеральная корпорация к своему профессиональному празднику заказала онлайн-программу с выступлениями артистов, шоуменов, душевными поздравлениями. Смотреть трансляцию могли все желающие. На подобные проекты в карантинный период в этой корпорации решились всего два региона России. А перед Новым годом Дед Мороз из своей “комнаты” персонально поздравил 14 детей сотрудников компании, которая ведёт деятельность на Крайнем Севере. Такой подарок через ивент-агентство ребятам сделал головной офис.
Нюанс
В удалённом обучении взрослых определённо есть плюсы. Лекции записываются на видео, и, если вы отвлеклись, захотели прерваться, можно прослушать материал ещё раз. На вебинар — семинар по компьютеру — сейчас можно пригласить спикера из любой точки планеты и билет ему не надо оплачивать.