Моя история
Татьяна Костяева: "Мне очень не хватает Советского Союза"
Руководитель легендарного коллектива "Юность Красноярья" о своих принципах работы.
Мечтай и ни в коем случае не предавай свою мечту. Постарайся исполнить её. Ничего страшного, если попробовал и разочаровался, — это лучше, чем сожаление, что так и не попытался приблизиться к заветной цели. Так своим воспитанникам говорит художественный руководитель детско-юношеского хореографического ансамбля “Юность Красноярья” Татьяна Костяева.
Коллективу уже полвека, и более сорока лет им руководит Татьяна Ивановна. 13,5 тысячи детей прошли через ансамбль за эти годы. Выпускников — около шестисот человек, учитывая, что весь путь занимает десять — двенадцать лет. Сегодня здесь занимаются более двухсот человек. Работает коллектив на базе Правобережного городского Дворца культуры.
В отпуск в театр
— Я родилась в Норильске, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Мама работала медсестрой, папа — на предприятии инженером. Отец вырос в детдоме, в Норильск приехал на заработки, при этом он всегда интересовался искусством. Папа закончил музыкальную школу по классу баяна, потом перешёл на фортепиано. Отпуск у северян был большой, когда мы выезжали на материк, всегда ходили в московские, ленинградские театры на концерты. До сих пор помню невероятной красоты декорации в постановках.
Татьяна Ивановна с благодарностью говорит о школьных учителях, которые преподавали в то время в Норильске.
— Очень сильные педагоги, — вспоминает наша героиня. — Грамотных специалистов в разных сферах тогда вообще в Норильске было много.
Выступать Татьяне нравилось с детства. Причём она была не только очаровательной девочкой-артисткой, но и бойкой заводилой — если нужно, могла и подраться с местными мальчишками.
Несмотря на то, что отец любил театр и музыку, дочь он видел в совершенно иной профессиональной сфере — никак не работником культуры. Но Татьяну поддержала мама, и девушка после школы поехала поступать в Минусинское культпросветучилище на балетмейстера. После окончания три года проработала в Норильске у своего руководителя ансамбля “Школьные годы” Тамары Михневич. Потом поступило предложение стать балетмейстером Красноярского народного ансамбля “Юность Красноярья”.
— Тамара Николаевна меня не отпускала. Спрашивала, ну зачем туда ехать? “Руководить, — говорю, — хочу”. “Здесь руководи”. “Нет, — отвечаю, — хочу сама постановки ставить, какие хочу, а не только про пионеров”, — смеётся Татьяна Ивановна. — Уже приехав в Красноярск, думала, как выйду перед большим коллективом, человек сто, и представлюсь. В общем в двадцать три года уже примерила на себя корону.
А встреча получилась немного другой. Как сегодня вспоминают пришедшие тогда ребята, нового руководителя ждали с нетерпением. На встречу пришли человек двадцать. Увидев маленькую худенькую девчонку с большими чёрными глазами, стали обсуждать внешность и одежду, смотрели как на новенькую участницу ансамбля. И очень удивились, когда узнали, что эта девчонка и есть новый худрук.
Сегодня руководитель ансамбля — должность, которая сочетает в себе балетмейстера, организатора, менеджера и даже социального педагога. Роль воспитателя для Татьяны Ивановны особенно важна.
Всё хорошее — из СССР
Она работала с несколькими поколениями детей. Это и ребятишки родом из СССР, и поколение девяностых, и миллениалы. По сути, говорит педагог, дети во все времена одинаковые, но огромное влияние на них оказывает общество.
— Мне очень не хватает Советского Союза, — говорит Татьяна Костяева. — Столько уже лет прошло, а всё никак не могу привыкнуть к новым реалиям. Разное отношение к тому времени, но я вспоминаю о нём с любовью и благодарностью. В своих детей вкладываю ценности, на которых выросла сама, учу ребят культуре, патриотизму, уважению к противоположному полу, почтению к старшим. Совершенно не принимаю новых отношений в обществе, построенных исключительно на деньгах и коммерции. Сейчас многое в образовании и культуре стремятся перевести на платную основу. Я всеми силами противлюсь этому.
У народников традиционно сложные и дорогие костюмы, рассказывает Татьяна Ивановна. Наряды должны быть яркими, красивыми, с обилием декоративных элементов, прочными. “Ребёнок должен выступать с гордостью, а не стесняться “нафталина”, в который одет, — эмоционально говорит педагог. На наряды, реквизит, обувь требуются значительные средства, и каждый творческий коллектив ищет свои решения.
— Да, существуют благотворительные взносы, помогают семьи — отмечу, что у нас прекрасные родители и родительский комитет, — говорит Татьяна Ивановна. — Когда звучат предложения делать занятия для народных коллективов исключительно платными, вступаю в споры.
Семьи по материальному уровню очень разные, поясняет педагог. Кто-то может позволить себе платное дополнительное образование в полной мере, для кого-то и благотворительный взнос — огромные деньги.
Народный танец — академический, это вековые традиции, уникальная культура. Для Татьяны Ивановны важно, чтобы коллектив не только показывал высокий результат на концертах и конкурсах, но и как можно больше ребятишек, особенно трудного подросткового возраста, были увлечены чем-то полезным. Пусть звёздами сцены станут единицы, но годы воспитания в коллективе не пройдут даром, уверена педагог. К ней дети приходят ещё малышами. По собственному признанию руководителя, ей, как педагогу, очень интересно работать с подростками и молодёжью. С маленькими детьми проще — ребятишки любят танцы, увлечены, с удовольствием выступают. А вот детей постарше уже нужно не только заинтересовать танцем, но и удержать в коллективе. Это профессиональный вызов, Татьяна Ивановна с огромной любовью к детям погружается в их проблемы, о которых порой не знают даже родители. В юношеском возрасте ребят затягивают личные переживания, иногда случаются настоящие драмы. У Татьяны Ивановны удивительный талант: она может дать прямую, иногда резкую, но очень точную оценку ситуации и тут же мудрый совет. Но при этом без грубости и лишних нравоучений. Своих ребят наставник поддерживает во всём: доверившись, девчонки и мальчишки уверены, что будут поняты.
— Никогда в психологию специально не погружалась, — говорит Татьяна Ивановна. — Обсуждая ситуации, опираюсь на жизненный опыт, многолетние наблюдения. Я люблю свою работу и убеждена, что она заключается не только в репетициях и концертах. За годы работы в коллективе доводилось сталкиваться с разным: семейные проблемы, даже потеря родителей, конфликты со школьными учителями, вредные привычки. К любой ситуации подхожу тактично, но разговариваю с детьми честно.
Гордость
В конце прошлого года в Красноярск пришла хорошая новость из столицы — Министерство культуры России присвоило детско-юношескому хореографическому ансамблю “Юность Красноярья” звание заслуженного коллектива народного творчества. Впервые муниципальный коллектив самодеятельного творчества из Красноярска получает подобное звание.