Общество

Председатель горизбиркома Анна Лисовская: каждая избирательная кампания интересна по-своему

В этом году Избирательной комиссии города Красноярска исполняется 25 лет.

Председатель горизбиркома Анна Лисовская: каждая избирательная кампания интересна по-своему

В октябре этого года Избирательной комиссии города Красноярска исполняется 25 лет. Четверть века с точки зрения истории — срок небольшой. Но, учитывая ту стремительность, с которой в последние годы меняется мир, это на самом деле довольно значительный промежуток времени. Юбилейной дате посвящён новый большой проект “Городских новостей”, который мы открываем разговором с председателей горизбиркома Анной Лисовской.

Три года без совета

— Анна Георгиевна, для начала, наверное, стоит обратиться к истории и рассказать, как, в каких условиях, по каким принципам была сформирована в 1996 году Избирательная комиссия города Красноярска?

— Я бы начала даже не с 1996, а с 1993 года. Тогда ликвидировали все советы народных депутатов, и даже крупные города оказались фактически лишены представительной власти.

Первые муниципальные выборы в Красноярске были назначены только на 8 декабря 1996 года, уже после принятия федерального и краевого законов. Но кампанию должен кто-то организовывать, поэтому в октябре того же 1996-го постановлением администрации была сформирована территориальная избирательная комиссия города Красноярска. В состав её вошли девять человек — в основном люди, уже имевшие определённый опыт в организации выборов.

Горизбирком создали только на период избирательной кампании. Но поскольку первые выборы городского Совета проходили в течение девяти месяцев, то и срок полномочия этого органа, естественно, был пролонгирован.

— Так первый горсовет выбирали девять месяцев?

— Да, то было удивительное время… Тогда у нас впервые выбирали главу города, и это была очень интересная борьба. Большое количество кандидатов, причём достаточно авторитетных, имеющих возможности участвовать в кампании, показать себя.

Система выборов представительного органа тоже была новой, пропорционально-мажоритарной, когда часть депутатов идёт по одномандатным округам, а часть — по партийным спискам. До этого ничего подобного в нашей истории вообще не было. Надо сказать, что Красноярск в этом плане уникальный город: мы стали одними из немногих, кто эту систему сразу принял и использует до сих пор. В том числе потому, что у нас очень активные представители политических партий и общественных объединений.

Первый закон Красноярского края о выборах органов местного самоуправления был довольно жёстко прописан. Так, победителем становился кандидат, который набирал абсолютное большинство: 50 процентов плюс один голос. Поэтому в первом туре на выборах в городской Совет ни один одномандатник не смог одержать победу. Я помню, как Владимир Яковлевич Бауэр, шедший по одному из округов, набрал 49 с копейками процентов голосов избирателей. Ему не хватило совсем чуть-чуть! Плюс ещё устанавливался минимальный порог явки (его потом отменили). Но тогда и по этой причине приходилось назначать вторые туры, повторные выборы.

Конечно, было очень много новых требований, с которыми раньше никто из нас не сталкивался. Городская комиссия в том первом своём составе применяла законодательство буквально с колёс, многое выясняя и уточняя непосредственно в ходе работы.

Знал Онегина наизусть

— С одной стороны, это интересно. А с другой — очень сложно. Плюс большая ответственность. Что помогало справляться?

— Наверное, то, что состав избирательной комиссии подобрался очень сильный. Каждый занимал свою нишу, был настоящим зубром в своём направлении. Конечно же, отмечу первого председателя горизбиркома — Владимира Фёдоровича Чащина, с которым было очень комфортно работать. Поясню. Это сейчас и федеральный, и краевой законы досконально прописывают все процедуры. Раньше такого не было. Какие-то моменты можно было трактовать очень широко: с некоторыми кандидатами часами сидели и разбирали, как нужно действовать в той или иной ситуации. Но если мы, обсудив с Владимиром Фёдоровичем спорный вопрос, принимали какое-то решение, то чётко устанавливали внутри комиссии определённые правила и их уже не меняли.

Также нельзя не упомянуть Владимира Трофимовича Темерова, который входил в состав не только первой, но и ещё нескольких комиссий. Коммунист до мозга костей в самом лучшем смысле этого слова, имеющий огромную школу партийной работы. Он выступал за неукоснительное соблюдение закона. А ещё был очень интересным человеком, с уникальном памятью, уникальными увлечениями. Владимир Трофимович писал книги, наизусть знал “Евгения Онегина”.

Не могу не вспомнить Петра Григорьевича Шкуряева. Он — представитель научной сферы, тогда был ответственным секретарём Красноярского отделения академии наук. Очень дотошный, уделял внимание каждой запятой, каждой букве в проекте решения. И это здорово, потому что комиссия не имеет права выпускать документы даже с одной ошибкой. Поэтому такой человек был очень нужен.

А вообще надо сказать, что каждый состав городской избирательной комиссии был очень интересным, уникальным.

— Сколько всего составов сменилось за четверть века? И сколько людей прошло через горизбирком за эти 25 лет?

— Сейчас действует шестой состав, в нём работают 10 человек, а раньше всегда было по девять членов горизбиркома. Штат у нас очень небольшой. Всего же за 25 лет в избирательную комиссию города входило 34 человека.

— Совсем немного!

— Дело в том, что люди, которые попадают на работу в комиссию такого уровня, приходят сюда с определённой целью, определённым стремлением. И если первый состав был сформирован именно на период избирательной кампании, то после избирательная комиссия стала постоянно действующим органом на штатной основе. В 2000 году сформировался второй состав, возглавил который Николай Григорьевич Осипов. Входила в него и Людмила Петровна Быкова, которую называли не иначе как совестью комиссии. Необыкновенный человек: выдержанная, спокойная, дипломатичная, очень внимательная. Она была бессменным секретарём нескольких составов комиссии, с ней было очень надёжно, очень спокойно работать.

Ещё я хотела бы отметить Наталью Карлову. Член городской избирательной комиссии, которая проводила в том числе непростые досрочные выборы главы города в 2012 году. Тогда у нас было большое количество кандидатов, и очень многие получили отказы в регистрации. Дело в том, что избирательная комиссия — это правоприменительный орган. Она не может действовать вразрез с требованиями закона и, основываясь на них, принимает решения, которые кандидатом неприятны. Например, отказывает в регистрации. Здесь многое зависит от того, как это преподнести. Как разъяснить, чтобы человек понял свои ошибки, принял их и более не допускал. Наталья Карлова действительно умела это сделать.

Нынешний состав продолжает эти традиции. И специалисты, которые занимаются технической работой, и члены комиссии — настоящие профессионалы, эрудированные люди, умеющие и выслушать, и объяснить. Что подтвердили выборы, прошедшие в 2018 году, практически сразу после формирования избиркома: все работали с полной ответственностью, с полным погружением в тему. Кстати, на 80 процентов этот состав сформирован на основе предложений политических партий: есть представители и “Единой России”, и ЛДПР, и “Справедливой России”, и КПРФ, и непарламентских объединений. Но хотя они приходят как представители различных движений, работать в комиссии могут только на основе закона. Тут партийные интересы не имеют значения.

— Но в организации и проведении выборов участвуют не только представители горизбиркома.

— Достойно организовать любую кампанию силами одной избирательной комиссии невозможно. Поэтому в нашу систему входят и окружные, и территориальные и участковые комиссии. Только совместная работа достаточно большой армии организаторов выборов, их слаженная, профессиональная работа позволяет ответственно провести кампанию.

Сейчас все комиссии, и наша в том числе, формируются на пять лет. Конечно, это не исключает определённой текучки кадров, особенно на уровне участковых комиссий. И всё равно такое решение я считаю правильным. Потому что костяк всегда остаётся. В итоге одни и те же люди участвуют во многих избирательных кампаниях, приобретают навыки и опыт.

“Какие скучные выборы!”

— Вы упомянули уже о выборах 1996 и 2012 года. Именно они были самыми сложными и самыми интересными?

— Да каждая избирательная кампания интересна по-своему. И каждая — сложная. 1996 год — вообще начало всему. А в 2000-м и 2004-м были применены новые требования к кандидатам. В итоге на избирательную комиссию обрушилась куча судебных разбирательств, при этом все процессы были выиграны.

Ну а самыми уникальными были как раз уже упомянутые досрочные выборы главы города в 2012 году. Если вы помните, тогда в стране сложилась непростая ситуация: в некоторых городах организовывались волнения, протесты. И мы понимали, что на таком фоне выборы нужно провести максимально прозрачно. Так, чтобы никто не смог усомниться в их результатах.

В то же время некоторые кандидаты применяли очень “интересные” технологии. Например, объявили о проведении так называемого “первого тура голосования”. Люди, поверив, пришли на участки, а там ничего! И в избирком стали звонить возмущённые избиратели.

Однако это не помешало нам провести кампанию так, чтобы не было вопросов ни от избирателей, ни от представителей различных политических сил. Даже тех, которые не совсем доброжелательно относились к нашей работе. Помню, тогда к нам приехали наблюдатели не только со всех концов России, но даже из-за рубежа. В общей сложности больше трёх тысяч на 370 участков. Тотальный контроль! А мы в ответ предложили некоторым из наблюдателей войти в состав участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Чтобы они не только критиковали, а сами участвовали в процессе. В итоге один из приехавших в наш город представителей организации “Гражданин наблюдатель” признался: “Какие скучные выборы!” Скучными они ему показались потому, что не было никаких шансов за что-то зацепиться. А вот нам было нескучно.

— А ведь именно тогда на всех участках для голосования установили автоматические комплексы обработки избирательных бюллетеней. Те самые КОИБы.

— Их применяли и до этой кампании, но КОИБов на территории Красноярска было немного. А относились к ним в тот момент хорошо, даже представители оппозиционных сил соглашались с тем, что комплексы исключают ручной подсчёт, а значит, и влияние на итоги голосования. Поэтому при поддержке Центризбиркома и краевой избирательной комиссии мы привезли в Красноярск КОИБы из четырёх городов и установили их на всех участках. Правда, тут же поднялась волна: ага, там какой-то интерес, всё перепрограммировали! Тогда мы пригласили СМИ, представителей школы наблюдателей и политических партий. Выдали им сам комплекс, списки, бюллетени и предложили: опробуйте всё, разберитесь, можно ли подтасовать результаты с применением КОИБа? После этого эксперимента напряжение по данному поводу ушло.

Но тогда мы использовали не только КОИБы. Мы решились на оборудование системой видеонаблюдения всех участков в городе. Здесь нам очень помогли и администрация Красноярска, специалисты которой решили техническую сторону этой задачи, и ЦИК. К нам приехал целый десант из Центральной избирательной комиссии, и это была именно поддержка, а не контроль. Они помогли нам сделать положение по видеонаблюдению, которое на местных выборах законом не предусмотрено, поэтому просто так его не установишь, решить большое количество других вопросов.

Без почты

— Зато теперь, после тех “скучных” выборов, мы оснащены по последнему слову техники!

— Да, мы используем современные технологии на сто процентов. КОИБы, видеонаблюдение, система ГАС-выборы, горячая линия, оборудованный пресс-центр. Всегда можно получить информацию и о ходе голосования, и о его итогах.

— А электронное голосование? Оно же применялось в стране во время референдума в прошлом году. Но в Красноярске его так и не использовали.

— Избирательная комиссия Красноярского края в ЦИК подали заявку на участие в эксперименте по дистанционному голосованию. Но в итоге его применение было ограниченно, и наш регион не попал в число территорий, на которых можно было проголосовать через портал. Сегодня ЦИК внимательно изучает эту тему. Ведь очередная кампания будет федеральной, нам предстоит выбирать депутатов Государственной думы. Нельзя допустить сбоев или недоработок. Поэтому абсолютной уверенности в том, что край всё-таки попадёт в этот эксперимент, нет. Но и отрицать такую возможность не стану. Может быть, и попадём.

— Из-за пандемии в прошлом году пришлось менять форматы голосования. Тот же референдум по Конституции был растянут на несколько дней. А в США, например, допустили голосование по почте. Правда, результаты ставили под сомнение. Впрочем, за океаном система выборов серьёзно отличается от нашей, мне её, признаюсь, трудно понять…

— Самое интересное, что не только вам. Я человек, который столько лет занимается выборами, тоже не могу их понять до конца. Вопросов много. Как определяют выборщика? Почему ему необязательно исполнять волю избирателей? Непрямые выборы, с моей точки зрения, это очень недемократично.

Что до голосования по почте, то это довольно бесконтрольный формат. Всё что угодно может происходить. У нас такого нет. Скажу больше: нашим законом предусмотрен такой контроль за процедурой голосования, что сделать шаг влево или вправо просто невозможно. Расписано всё, например, то же изготовление бюллетеней. Специальным решением определяется и их количество, и период выдачи. Передача из типографии в комиссии, а затем точный пересчёт, погашение и передача уже отработанных бюллетеней ведутся под контролем партий. Каждый бланк на учёте. Такого при голосовании по почте не может быть.

Доверие и воспитание

— Но, несмотря на все усилия, на весь контроль, доверие к выборам в нашей стране не столь высоко, как хотелось бы. Это видно по явке. Зато скандалов, чёрного пиара с годами хоть и стало меньше, всё же хватает с избытком.

— К сожалению, грязные технологии используются в любой кампании. Но если в 1996 году и в начале 2000-х они были прямолинейными, то в настоящее время принимают более изощрённые формы. Например, те же привезённые в регион подставные кандидаты-однофамильцы известных в нашем городе и крае деятелей. Самое плохое, когда идёт работа не за избирателя, а против соперника. Это приводит к разочарованию жителей. Отсюда и низкая явка.

Мы встречаемся с ветеранами, которые ещё живут воспоминаниями о том, как раньше проводились выборные кампании. Тогда организация встреч с кандидатами была обязательной. Сейчас уже нет такого требования, каждый сам решает, как ему выстраивать свою работу с избирателями. В итоге живого общения не хватает. Да, некоторые кандидаты пошли по дворам, общаются на улице с жителями, и это хорошо, но, увы, недостаточно.

— С другой стороны, требований к явке избирателей в законе нет, и можно на неё не обращать внимание…

— Но мы же говорим о легитимности власти, её авторитете, что напрямую зависит от явки. Поэтому горизбирком ставит перед собой задачу повышения правовой культуры разных участников этого процесса. В большей степени эта работа направлена на молодых и будущих избирателей, на повышение их гражданской активности и подготовку кадрового резерва для организаторов выборов.

— И как это происходит?

— Формы работы с молодыми избирателями у нас разные. Мы организовываем довольно много мероприятий: конкурсы, конференции, деловые игры. В том числе и среди студентов, самым активным из которых даём возможность поработать в участковых и территориальных комиссиях. После такой практики ребята уже не могут оставаться равнодушными: и сами приходят на участки, и приводят других. В школах среди старшеклассников мы традиционно проводим олимпиаду “Эрудиты избирательного права”. И ребята, и педагоги уже сами просят нас её проводить.Организуем мы и квесты: со школьниками, учащимися техникумов, представителями молодёжных политических организаций. Это востребовано, к нам потом обращаются с предложением повторить.

Ну а в прошлом году жизнь заставила перейти в интернет. Мы проводим и онлайн-тестирования, и другие мероприятия на разных платформах.

Самое же интересное — брейн-ринг. Проводили мы его много раз и с самыми разными участниками: от студентов и педагогов, до представителей избирательных комиссий городов Сибири и Дальнего Востока. Нужно сказать, что эта игра очень азартная, участники её долго вспоминают.

В общем, делаем многое. Мы открыты для общения со всеми в любое время. Наша задача — сделать всё, чтобы граждане смогли реализовать своё право избирать и быть избранными.

Цифры

25 муниципальных избирательных кампаний провела Избирательная комиссия города Красноярска за 25 лет. Из них 7 — основные, 18 — повторные и дополнительные выборы.

21 федеральная и региональная кампания прошла за прошедшие четверть века на территории Красноярска. Горизбирком, не являясь их организатором, всё же так или иначе принимал участие в этих выборах.

101 изменение было внесено в Федеральный закон от 2002 года “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”.

41 изменение внесено в закон Красноярского края от 2003 года “О выборах в органы местного самоуправления”.

Более 30 предложений по совершенствованию выборного законодательства передала Избирательная комиссия города Красноярска в Заксобрание края. Большинство из них были приняты.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА