Бизнес

Евгений Курьянов (КрАЗ): “У меня была мечта — жить и работать в Красноярске”

Человек, который в 36 лет без связей и протекции стал топ-менеджером одного из крупнейших металлургических заводов страны.

Евгений Курьянов (КрАЗ): “У меня была мечта — жить и работать в Красноярске”

Городские новости” продолжают серию интервью с руководителями крупнейших предприятий Красноярска. От стабильной работы этих гигантов зависит благополучие тысяч горожан, сотен предприятий малого и среднего бизнеса, регулярно получающих выгодные заказы. Так что с главами больших красноярских компаний мы в первую очередь говорим о деле. Однако и нам, и нашим читателям интересно, что за человек занимает такую ответственную должность.

Сегодня наш собеседник — управляющий директор Красноярского алюминиевого завода (КрАЗ, входит в компанию РУСАЛ) Евгений Курьянов. Руководитель одного из крупнейших металлургических предприятий страны родился в Оренбурге, школу закончил в Ташкенте, техникум — в Братске, институт в Иркутске. В профессии начинал, как говорится, с самого начала — рядовым электролизником. В Красноярске с 2004 года.

Будем делать сплавы

— Последние десять лет мы выпускаем миллион тонн алюминия-сырца в год, — говорит Евгений Юрьевич. — У нас нет цели увеличить объёмы производства. Мы улучшаем качество и стремимся предложить конкурентные виды высокотехнологичных сплавов.

Другое дело, что рынок меняется и диктует новые условия. Крупные компании — потребители металла теперь предпочитают заключать долгосрочные контракты напрямую с предприятием, но для этого завод должен пройти так называемую квалификацию. Этот процесс может длится от одного года до двух лет. На последнем этапе мы выпускаем опытную партию металла в соответствии с требованиями нашего партнёра — под конкретную продукцию и конкретное производство. Например, КрАЗ изготавливает сплавы для производства алюминиевых банок. Чтобы придать им определённые свойства, в металл добавляют специальные легирующие материалы. Толщина листа под банку — три миллиметра. Металл не должен рваться или трескаться ни при раскатывании, ни при выдувании банки. Опытную партию алюминия на всех этапах очень тщательно проверяют — и мы, и покупатели. Только после того, как партнёры будут полностью удовлетворены качеством и сроками поставок, — подписываем контракт. Так что стать партнёром, например известных корейских или японских автомобильных брендов, очень непросто.

Также мы выпускаем сплавы для автомобильной промышленности, космоса, авиации, для производства электроники. Из наших сплавов для строительной отрасли делают различные крепления и профили. В Красноярске в последнее время появилось несколько алюминиевых мостов. Кроме того, завод будет обеспечивать металлом Красноярскую технологическую долину, которая создаётся в промышленной зоне города, рядом с предприятием.

В целом порядка 40 процентов производства КрАЗа — это продукция с высокой добавленной стоимостью. Перед нами стоит задача увеличить объем переработки алюминия-сырца до 55 процентов в общем объёме продукции.

Работа для десятка тысяч

— Всего у нас на заводе трудится 4280 человек. Плюс на предприятии задействован обслуживающий персонал и сервисные службы — ремонтники, сотрудники Инженерно-технологического центра, ряд других структурных подразделений и подрядных организаций. Получается, что только на промплощадке КрАЗа работает порядка 10 тысяч человек.

КрАЗ развивает плотные кооперационные связи с другими предприятиями и организациями и в городе, и в крае. Например, по железной дороге мы перевозим более пяти миллионов тонн груза. Только с Ачинска завод получает порядка 900 тысяч тонн сырья глинозёма. Остальное сырьё нам поставляют с Богословского завода (Свердловская область), из Николаева (Украина), Павлодара (Казахстан), Ямайки, Австралии и Новой Гвинеи.

Из Ташкента в Сибирь

— Мне был год, когда родители закончили учёбу в Оренбурге и по распределению поехали в Ташкент, на металлургический комбинат. Когда начался развал Советского Союза, семья решила не принимать гражданство Узбекистана. Поэтому в 1996 году я перевёлся в Братск, на второй курс техникума на специальность “механик промышленного оборудования”. Почему в Братск? Там жила родная сестра моей матери. Поехал один, потом и родители перебрались. Техникум закончил с отличием в 1999 году.

Вступительные экзамены в Иркутский политехнический университет сдавал прямо на Братском алюминиевом заводе. Обучение было очное, ускоренное, платное. Программа хорошая: полгода мы учились, затем полгода работали. Устраивали нас на завод как полноценных работников — с записью в трудовой книжке. Кто хотел — получал разряды, обучался быстрее. Тогда я поработал в цехе производства анодной массы на участке прокалки, потом перевёлся в электролизное производство. Вуз закончил в 2004 году тоже с отличием и к тому времени стал электролизником шестого — высшего по этой специальности — разряда.

Тяжёлый путь к мечте

— В аттестационной комиссии университета у нас сидел тогдашний гендиректор Иркутского алюминиевого завода Игорь Самсонович Гринберг. Темой моего диплома была работа электролизера на обожжённых анодах при силе тока 140 килоампер. На заводе тогда как раз шла модернизация, и после защиты мне предложили место мастера с хорошей зарплатой. Но у меня была мечта: ещё на четвёртом курсе я решил, что хочу жить и работать в Красноярске. Почему? Не спрашиваете — не помню. Просто запало в душу.

В августе 2004 года поехал устраиваться на КрАЗ. Ни родственников, ни знакомых здесь у меня не было. На работу взяли электролизником, но только на четвёртый разряд. Уже через неделю подтвердил пятый разряд.

Год отработал. У меня семья, маленькая дочь. Заплата была сравнительно небольшая, из которой больше трети отдавали за аренду однокомнатной квартиры. Ещё столько же уходило на ребёнка. На остальное как-то жили. Родители, конечно, помогали, но всё равно тяжело. Задумался: не пора ли заканчивать с мечтой? Сходил в отпуск и решил: ещё год поработаю, а там видно будет.

После отпуска меня поставили и. о. мастера смены. Через год стал мастером по обслуживанию и контролю параметров системы автоматической подачи глинозёма. В январе 2006-го назначили мастером-технологом в пятом корпусе. В тот момент там в рамках программы полной экологической модернизации предприятия шли испытания новой коллоидной анодной массы. Надо было подбирать параметры и технологический режим, тратить много времени, в том числе и личного. Но я был рад. В январе 2010 года стал и. о. директора электролизного производства, в июле — директором. Это примерно 2,1 тысячи подчинённых.

В 2015-м назначили гендиректором Иркутского алюминиевого завода. Там я проработал в общей сложности десять месяцев. В 2016 году вернулся обратно на КрАЗ уже в качестве управляющего директора.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

— Параллельно с работой пришлось учиться. В 2006 году поступил в СФУ по президентской программе подготовки управленческих кадров. Пойти туда мне предложил почти в шутку один из моих начальников: “Ну, хоть поучаствуй”. Тестирование мы с ним проходили одновременно — 2,5 часа на вопросы отвечали. В итоге я прошёл — набрал проходной балл с большим запасом, — а он нет.

Учились по вечерам. В шесть часов заканчиваешь работу, к семи надо на учёбу, до десяти сидишь за партой. Завтра на смену к шести утра, и ещё семье надо хоть немного времени уделить. Тяжело, но справился. В 2012 году поступил уже в МГУ, на специальность “Производственные системы”. Закончил тоже с отличием.

Экология и новые технологии

— Так получилось, что первый этап по внедрению новой технологии “Экологический Содерберг” (экологически чистая технология производства алюминия. — Прим. автора) на КрАЗе начался в пятом корпусе именно тогда, когда я туда пришёл. В 2020-м мы перевели все электролизеры завода на новую технологию, и я уже в качестве управляющего директора, завершил второй этап экологической модернизации КрАЗа. За последние 16 лет компания направила на эту программу 400 миллионов долларов. Благодаря этому завод на 40 процентов снизил выбросы в атмосферу города.

Проделана большая работа, но это не значит, что мы на КрАЗе теперь сидим и ничего не делаем. У нас начинается третий этап экологической модернизации завода. Перед нами стоит задача на 60 процентов снизить выбросы бензопирена. В марте прошлого года мы начали опытно-промышленные испытания экопека (сырья для производства алюминия. — Прим. автора) с низким содержанием полиароматических углеводородов. Переход на такой вид сырья позволит нам снизить выбросы бензопирена примерно на 45 процентов. Параллельно идут испытания установки, которая забирает газы в момент перестановки штырей в электролизере.

Отходы в дело

— В 2018 году мы запустили на предприятии большой проект по обращению с отходами. В начале планировали просто отдавать их и за счёт снижения расходов на сбор и перевозку выйти хотя бы в ноль. Однако сейчас завод продаёт четверть своих отходов. Мы реализуем стекло, весь картон, который поступает к нам в виде упаковочного материала, полимерные отходы — за год на заводе собирают порядка 30 тонн пластиковых бутылок, мешков, упаковки. Отработанную угольную футеровку с электролизеров приобретает у нас одна из компаний, которая производит кровельные и строительные материалы. Отработанную кирпичную футеровку берут сразу три компании — она идёт на производство брусчатки.

Ещё поставили установку, которая выводит из нашей шламовой воды сульфаты. Сейчас мы их гранулируем и параллельно отрабатываем технологию очистки. Чистые сульфаты будем продавать нефтяникам. Они их используют для “лечения” скважин — заливают горизонтальные трещины.

В итоге нам удалось снизить объёмы захоронения отходов на 52 процента.

Это наш город

— РУСАЛ активно участвует в жизни Красноярска. Медали Универсиады, реновация Исторического квартала, площади Революции и сквера Сурикова, благоустройство скверов и дворов, устройство новогодних ёлок и снежных городков. На очереди — масштабный проект по реконструкции Центрального парка. Недавно завершился международный конкурс концепций развития этого общественного пространства. Архитекторы, выигравшие конкурс, предлагают его сделать парк интересным и уютным для людей разных возрастов. Уверен, всё получится.

Прошлый год стал для всех настоящим испытанием. РУСАЛ одним из первых начал оказывать помощь медицинским учреждениям города в борьбе с пандемией. Мы передавали защитные маски, комбинезоны, машины скорой помощи, аппарат искусственной вентиляции лёгких. В декабре шести больницам города, где есть ковидные госпитали, направили 13,7 миллиона рублей на покупку лекарств и средств индивидуальной защиты. Скоро приступим к вакцинации своих сотрудников.

Просто посмотреть

— Люблю природу в Красноярском крае. На охоту хожу, но там главное не пострелять, а посмотреть на зверей в естественной среде обитания. Особенно хорошо весной, когда сезон охоты уже закрыт. На багги или квадроцикле выбираюсь в непролазную тайгу, а там маленькие зверушки — такая милота. Мы в основном ездим в Дзержинский район, в Ирбей.

Акцент

КрАЗ в декабре 2020 года успешно прошёл сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов ASI Performance и ASI Chain of Custody.ASI Performance признан как единственный стандарт в области устойчивого развития металлургического предприятия. Оценка производится по 11 группам критериев, в том числе деловая этика, управление, экология, права человека и социальная деятельность компании.

Стандарт ASI Chain of Custody разработан для алюминиевых заводов, которые хотят предоставить своим клиентам и иным заинтересованным сторонам независимую гарантию ответственного производства и поставок продукции.

Досье

Евгений КУРЬЯНОВ

Дата и место рождения: 10 июня 1980 года, город Оренбург.

Карьера: 20 лет отработал в цветной металлургии. Начинал электролизником на Братском алюминиевом заводе. Основную карьеру сделал на КрАЗе. Все занимаемые там должности связаны с производством. Управляющим директором КрАЗа стал в 2016 году.

Семья: женат, две дочери. Старшая учится в 10-м классе, в совершенстве владеет английским языком, изучает китайский и японский, младшей четыре года.Увлечения: походы по тайге, квадроцикл, путешествия на автомобиле.

Цифры

1 000 000 тонн алюминия выпустил КрАЗ в 2020 году.

Около 40 процентов из них составили высокотехнологичные сплавы.

4280 человек работает непосредственно на Красноярском алюминиевом заводе, ещё 5500 человек — сотрудники подрядных организаций. Соответственно, всего около 10 000 человек постоянно работает на промплощадке завода.

15 000 000 рублей направило предприятие на реконструкцию семи дворов в Советском районе Красноярска в прошлом году. Примерно такая же сумма выделена и на 2021 год.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА