Наука и образование

С какого возраста ребенок может остаться один дома?

Эта тема нередко становится причиной родительских споров и обсуждений.

С какого возраста ребенок может остаться один дома?

“Боюсь оставлять свою дочь дома одну, хотя ей уже исполнилось девять лет. Я переживаю, что с ней может что-то случиться: соседи затопят квартиру — и она испугается, замок заест — и она не откроет дверь. Также опасаюсь, что кто-нибудь пожалуется в полицию, и меня накажут за неисполнение родительских обязательств. Скажите, есть ли в законе какие-то нормы, с какого возраста ребёнка можно оставлять дома одного? И какие рекомендации дают психологи на этот счёт?”

Такое письмо пришло к нам от жительницы Красноярска Ирины. Вообще, эта тема — когда ребёнка можно и нужно оставлять дома без взрослых — нередко становится причиной родительских споров и обсуждений. Как перестать тревожиться, вырастить ребёнка самостоятельным и ответственным, не подвергая его опасности?

Соседи расскажут

— Законодательно не определено, с какого возраста ребёнка можно оставлять дома одного, — говорит Наталья Пивоварова, заместитель начальника ОУУПиДН отдела полиции № 3 МУ МВД России “Красноярское”. — Но есть Семейный кодекс РФ и статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в первом пункте которой указано, что родители должны исполнять обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей. В том числе — обеспечивать безопасность жизни и здоровья ребёнка.

То есть каждый родитель сам определяет, с какого возраста и на какой период может оставить детей одних. Но если в отсутствие взрослых с ребёнком что-то случится, именно мама и папа будут нести ответственность за это.

— Согласно КоАП будет составлен административный протокол, данную семью рассмотрят на комиссии по делам несовершеннолетних, её поставят на учёт. Также назначат штраф в размере до 500 рублей, — рассказывает Наталья Леонидовна. — Конечно, каждый ребёнок индивидуален. Некоторые рано становятся ответственными, другие остаются шкодными и в младшей школе — им нужно всё попробовать, посмотреть, испытать. Мы рекомендуем не оставлять детей одних в возрасте до семи лет. Именно у школьников формируется определённая ответственность, самостоятельность.

Если ребёнок остаётся дома один, родители должны проверить, безопасно ли ему находиться в этом помещении.

— По опыту нашей работы знаем, что случаи бывают разные: дотронулся до горячей печки, съел таблетки, выпал из открытого окна… Иногда — в среднем два-три раза в месяц — нам поступают жалобы от соседей на родителей, которые оставляют детей дома одних. Мы выезжаем, если видим опасность для ребёнка, не дожидаясь маму и папу, вызываем сотрудников МЧС, чтобы они вскрыли двери, — говорит Наталья Пивоварова. — Практически сто процентов таких вызовов обоснованны — просто так соседи в полицию не обращаются. Когда поступает подобный вызов, мы проводим полную проверку: собираем информацию о семье из поликлиники, от соседей, из образовательного учреждения, смотрим свою базу — попадала ли в неё семья ранее. Проверяем, какие условия созданы для ребёнка — есть ли у него спальное место, чем он питается. Если появляются основания беспокоиться за жизнь и здоровье детей, начинаем работать с семьёй. К сожалению, есть такие недобросовестные родители, которые и годовалых малышей закрывают в квартире одних. Тогда детей из семьи мы изымаем. Как можно доверить ребёнка матери, если она подвергает его опасности?

Особый вопрос: оставлять ли младших детей под присмотром старших. “Был такой случай: пятнадцатилетняя девочка недосмотрела за своей маленькой сестрёнкой,говорит Наталья Леонидовна.Малышка выпала из окна и погибла… Потом с девочкой-подростком работал психолог, эта ситуация стала для неё большой трагедией. Родители по своему недосмотру лишились одной дочери и причинили тяжёлую психологическую травму другой. Всегда говорю: старшие дети — это тоже дети, на них нельзя перекладывать ответственность”.

Мама на работе

— Многие специалисты считают, что оптимальный возраст, когда дети могут оставаться одни, — 10—12 лет. Но я не называю конкретные возрастные рамки, — говорит клинический психолог Наталья Левина. — Всё зависит от темпа развития ребёнка, его физических особенностей и особенностей здоровья. Также важно учитывать его эмоциональное состояние. К примеру, в первом и пятом классах дети испытывают наибольший стресс адаптации и для них важна поддержка значимых взрослых.

Обычно срок адаптации занимает от двух до шести месяцев. И в этот момент ребёнка лучше не оставлять одного.

— Конечно, есть примеры, когда первоклассник хорошо адаптируется, знает дорогу из школы и правила безопасности, а промежуток времени, когда он находится без родителей, небольшой — один-два часа, — отмечает Наталья Викторовна. — Тогда школьник с письменного разрешения родителей может самостоятельно после уроков идти домой. Вообще, в этой теме есть много нюансов. Как часто оставлять ребёнка одного? Могу привести пример из практики. На консультацию пришла мама с дочкой-школьницей, младше четырнадцати лет. Мама работала кондуктором, в связи с производственной необходимостью оставляла дочь одну с четырёх-пяти утра до часу ночи. Девочка была предоставлена сама себе, гуляла после девяти вечера, попала в плохую компанию… Итогом стала постановка на учёт со статусом “Семья, находящаяся в СОП (социально-опасном положении. — Прим. ред.)”.

Безусловно, каждая ситуация индивидуальна, как индивидуален и каждый ребёнок. “Считаю, что ребёнок младшего школьного возраста должен уметь находиться дома один: не бояться этой ситуации, знать, что можно делать, а что нельзя,говорит Анна, мама двенадцатилетней Кати.Мы специально оставляли дочь одну на некоторое время, когда она была в подготовительной группе. Выходили в магазин, на прогулку. Понимали, что, когда она пойдёт в школу, ей придётся находиться дома одной. И дочь должна привыкнуть к этому. Как человек, который сам ходил в школу с первого класса, ещё и братика из садика забирал, я не понимаю тех, кто боится оставлять детей одних. Как же тогда научить их ответственности и самостоятельности? Безусловно, всё зависит от каждого. Но тот ребёнок, который имеет внутренние ориентиры, сможет контролировать своё поведение и без постоянного присутствия родителей рядом”.

— Все мы, взрослые, имеем несколько социальных ролей, — отмечает Наталья Левина. — И в определённой жизненной ситуации “хороший сотрудник” и “хорошая мать” не всегда могут договориться. Что важнее — быть с ребёнком максимально дольше или прививать самостоятельность? Это вопрос личного выбора.

Не делитесь тревогой!

— Исследованиями подтверждено, что тревожность родителей влияет на развитие тревожности у детей, — говорит психолог. — Тревожность бывает ситуативная и личностная. Ситуативная — это ожидание плохого завершения конкретной ситуации. Вот пример такой тревожности. Ребёнок находится дома один, родители стоят в пробке и задерживаются. В доме отключают свет, ребёнок звонит маме с папой, он плачет от страха. Пробка заканчивается, в доме включают свет, и тревога уходит вместе с ситуацией.

Несомненно, существуют индивидуальные различия в переживании тревоги и страха у разных людей. Есть особенности нервной системы, которые делают человека более ранимыми и чувствительными. Такие люди воспринимают больший круг ситуаций как угрожающие.

— Личностная тревожность, как правило, не связана с окружающей обстановкой или событиями, — рассказывает Наталья Левина. — В целом сейчас на фоне коронавируса наблюдается рост тревожных расстройств.

Чтобы страхи родителей, касающиеся нахождения ребёнка дома одного, не передавались детям, нужно снизить уровень тревоги мам и пап.

— Объясните, что нельзя открывать дверь чужим взрослым, а у вас есть свои ключи. Заручитесь поддержкой тех, кому вы доверяете, — бабушки-соседки, консьержки, чтобы в случае необходимости ребёнок мог позвонить им, — советует психолог. — Составьте памятку ребёнку, кому он может позвонить, если родители не отвечают. Будьте готовы ослабить контроль, поймите, что контроль в режиме “24 на 7” отнимает много сил и энергии. Учитесь управлять своим эмоциональным состоянием. Если без очевидных причин уровень тревоги остаётся высоким, необходима консультация специалиста.

Психолог считает, что основным ориентиром при принятии решения, оставлять детей одних или нет, является безопасность.

Ребёнок может находиться дома без взрослых, если…

— знает номера телефонов родственников, аварийных служб, может при необходимости позвонить в службу спасения

— умеет пользоваться бытовыми приборами

— здоров, спокоен в данный момент

— имеет положительный опыт, когда ненадолго оставался один

— умеет играть один

— не боится шума, громких звуков

Ребёнка нельзя оставлять одного, если он…

— плачет

— просит родителей не уходить

— испытывает тревожность

— жалуется на недомогание

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА