Проспект культуры
Хореографическому ансамблю "Улыбка" исполняется 45 лет
О знаменитом коллективе рассказывает художественный руководитель Евгения Паньшина.
Плавный хоровод, зажигательная кадриль — на концертах зритель видит уже красивый результат упорного труда. Каждый танцевальный номер — целая история со своим сюжетом, героями, образами.
О том, сколько усилий требуется, чтобы поставить танец, и о профессии хореографа нам рассказала Евгения Паньшина, художественный руководитель хореографического ансамбля “Улыбка”. Этот знаменитый детский коллектив уже сорок пять лет работает на базе Дворца культуры имени 1 Мая.
Как семья
Сегодня здесь занимаются сто семьдесят ребят. Принимают в ансамбль малышей с четырёх лет, а самым старшим танцорам уже восемнадцать. “Улыбка” воспитала несколько поколений ребят. Сейчас те, кто занимался здесь в 1980-х и 1990-х годах, уже приводят в коллектив своих детей.
— Я пришла в “Улыбку” хореографом в девятнадцать лет, — вспоминает Евгения Паньшина. — С детства мечтала быть артисткой и выступать. Но всё сложилось немного по-другому. Я окончила училище и работать начала ещё в декрете, когда сыну было всего полгода, с ним тогда оставалась свекровь. Муж тоже выпускник хореографического училища, поэтому к моему желанию работать отнёсся с пониманием. Я думала, что мне дадут малышей, но сразу поставили на старшую группу.
С “Улыбкой” Евгения Леонидовна уже более тридцати лет. Ансамбль — это огромная семья, о которой выпускники вспоминают с теплотой и благодарностью.
— Я не отношусь к тому, чем занимаюсь, как к работе, — говорит Евгения Леонидовна. — Для меня это не обязанность и не способ заработка. Люблю то, что делаю, и живу этим.
Растяжка и желание трудиться
Интерес к занятиям в хореографических коллективах у красноярцев был всегда. Многие родители отдают детей, особенно девочек, на танцы для общего развития.
В принципе, заниматься хореографией могут все желающие, независимо от природных данных. Выдающимися способностями педагоги считают особую лёгкость, пластику, хорошую растяжку у детей, которые прежде не имели физической подготовки. Не менее важен и артистизм, ведь от танцора требуется не только продемонстрировать элементы, но и умение воплотить задуманный постановкой образ.
Но самое главное — желание учиться и много работать.
— Если этого желания нет, то всё остальное бесполезно, — говорит педагог. — Каким бы талантом ребёнок не обладал, без его готовности трудиться ничего не достичь.
Евгения Леонидовна говорит, что руководитель она строгий. Но по-другому с большим коллективом, да ещё и детским разновозрастным, не справиться. Такая работа требует и тесного сотрудничества с семьями воспитанников, вернее полного доверия. Здесь не может быть обид и претензий, что где-то педагог повысил голос, не поставил ребёнка в ряды первых, не даёт ведущие роли. Подобные обсуждения нередки в родительских сообществах детских садов, школ, но дополнительное образование и в частности хореография, требующая физической и моральной выносливости, системности — всё-таки другая история.
— Мы всегда обсуждаем с родителями возможности, уровень подготовки ребёнка, — говорит педагог. — Но все решения остаются за мной, и я считаю, что авторитет руководителя должен быть непререкаемым.
Отказаться от сладкого
Дисциплина — то, что в первую очередь требуется и от детей, и от родителей. Как и спорт или занятия музыкой, хореография требует невероятного усердия. Танцы корректируют расписание и образ жизни всей семьи. Три-четыре раза в неделю репетиции, а при подготовке к выступлениям и конкурсам нагрузка увеличивается. Занятия часто проходят в выходные, и пропуски возможны только по уважительным причинам.
— Да, бывает, что дети после нескольких лет занятий покидают коллектив, — рассказывает Евгения Леонидовна. — Кто-то объясняет тем, что хочет больше времени посвящать учёбе в школе. Но есть и ребята, которые на вопрос “А что ты будешь делать, когда уйдёшь?” честно отвечают: “Ничего”. В таких случаях стараемся обсуждать, искать аргументы, иногда получается убедить, и ребёнок остаётся.
Занятия танцами требуют хорошей физической формы. А это результат не только изнуряющих репетиций, но и определённые ограничения в питании. Если хочешь блистать на сцене — придётся отказываться от сладкого и мучного, для многих ребятишек отказаться от торта или пиццы настоящее испытание. Но ради любимого дела дети учатся преодолевать соблазны, бороться с ленью.
— Занятия танцами вынуждают быть в форме, — говорит педагог. — Хореография вообще учит быть требовательным к себе. У нас много примеров, когда дети успешны и в школе, и в спорте, и в хореографии. Ребёнок привыкает к самодисциплине и самоконтролю и прекрасно справляется с серьёзными нагрузками.
Что такое “Завалинка”?
Танцевальных направлений много, а элементов — огромное количество. Именно из них, в зависимости от замысла, рождается постановка. То, что в других жанрах искусства можно выразить словом, танцор делает с помощью движений.
Как танцоры запоминают элементы танцев? Для этого и необходимы многочасовые репетиции, поясняет педагог. Всё доводится до автоматизма. Сначала танцоры разучивают отдельные элементы, а затем отрабатывают последовательность.
Ошибаются ли артисты на сцене? Иногда. Такое может случиться даже с профессионалом. Но если у малышей забытые движения или сбившийся ритм смотрятся мило и забавно, то взрослый артист делает всё, чтобы не допустить оплошность. Но если уж произошло — старается обыграть. На помощь приходят обаяние и артистизм, очарованный энергетикой танца зритель, скорее всего, и не заметит изменений.
Танцы — это не только прекрасная физическая подготовка, грация и пластика. На занятиях ребята погружаются в богатейшую русскую культуру, узнают о традициях, знакомятся с фольклором.
— Работая над постановкой, обязательно поясняю культурный, исторический, бытовой контекст, — говорит Евгения Леонидовна. — Например, номер “Завалинка”. А что это такое? Почему мы посвящаем этому номер? Или какое-то движение в танце — например, рука к сердцу. Вместе разбираем, что оно означало. Обсуждаем элементы костюмов — их назначение, смысл.
За годы работы коллектив не раз становился призёром и победителем различных международных, всероссийских и региональных конкурсов. Наград у ансамбля очень много.Любому творческому коллективу необходимо выступать и участвовать в конкурсах. Внимание зрителей, признание, дух соревнования очень важны для юных артистов.
— Конечно, побеждать всегда приятно, — говорит педагог. — Но участвовать в конкурсе важно не только ради побед. Общаясь с другими коллективами, ты оцениваешь собственный уровень, понимаешь, куда ещё нужно расти и к чему стремиться. Я вижу, какую радость получают дети от того, что выходят на сцену.
Праздник
Хореографический ансамбль “Улыбка” создан в 1975 году. Коллектив уже давно стал брендом не только Дворца культуры и Ленинского района, но и всего города. Как таковая юбилейная дата “Улыбки” была в прошлом году. Но из-за пандемии и режима самоизоляции минувшей весной отметить праздник у коллектива не получилось. Торжество с соблюдением всех мер безопасности запланировано на март этого года, и сейчас идёт подготовка. Юбилеи ансамбля — всегда важные праздники для выпускников коллектива. В прежние годы зрительный зал с трудом вмещал всех желающих встретиться.