Туризм и путешествия
«Пандемия открыла новые возможности». Как 2020 год сказался на туристической отрасли
Пандемия нанесла мощный удар по турбизнесу и заставила искать новые пути.
Туристическая отрасль признана одной из самых пострадавших от пандемии коронавируса. О неизбежных переменах и новых жизненных реалиях первыми стали догадываться именно участники туристического рынка — буквально с самого начала глобальной эпидемии.
Хаос и неопределенность
Первой пошатнулась система международных перевозок: уже с начала 2020 года страны мира поочередно стали закрывать для себя Китай. В России границу с Поднебесной закрыли 31 января. Затем постепенно закрылись страны Евросоюза, Ближнего и Дальнего Востока: некоторые сами объявляли о самоизоляции, к другим переставали ездить соседи. К концу марта «открытыми» остались всего несколько стран: в их числе поначалу ковид-диссидентствующая Беларусь и наивная Танзания, которая узнала о коронавирусе только после смерти собственного президента.
Тысячи отмененных рейсов, невозвратные путевки, сорванные брони в гостиницах, отмена международных, а потом и региональных событий — форумов, конференций, выставок, концертов, спортивных мероприятий… Весна 2020 года стала символом неопределенности и хаоса.
Ситуация начала выправляться только в мае: для застрявших за рубежом соотечественников организовывались вывозные рейсы; тем, кто не мог вернуться, выплачивались компенсации; для прибывших в страну ввели обязательный двухнедельный карантин.
Для предприятий, задействованных в сфере туризма, ввели беспрецедентные меры государственной поддержки: отсрочка налоговых платежей, субсидии туроператорам, продление различных лицензий и разрешений, беспроцентные кредиты на выплату зарплат сотрудникам, отсрочки по арендным платежам, снижение страховых взносов и так далее. Причем в Красноярском крае помощь оказывалась как на федеральном уровне, так и за счет регионального бюджета.
— Пандемия грянула накануне масштабного для Красноярска события — экономического форума. Практически все брони были сняты. Загрузка номеров в марте-апреле у нас значительно упала, отель почти пустовал. Наши сотрудники тогда очень сильно испугались. О программе поддержки мы узнали из выпуска телевизионных новостей, начали наводить справки. Банки тоже проявили активность — сами с нами связывались. Всё, что нам обещали, выполнено. Это была реальная своевременная помощь, благодаря которой наши сотрудники вовремя получали свою зарплату, — рассказала заместитель директора отеля «Снежная сова» Анна Басистая.
Тем не менее, статистические показатели по итогам пандемийного года можно назвать критическими. По оценкам различных экспертов, за 2020 год с рынка ушли от 20 до 45% юридических лиц (туроператоров и агентств). Лишь за 11 месяцев 2020 года из Федерального реестра туроператоров, в котором обязаны находиться все реально работающие фирмы, и участие в котором стоит очень недёшево, было вычеркнуто 229 компаний, занимающихся выездным туризмом. По данным Ростуризма, сейчас в реестре не более 400 туроператоров, тогда как еще пару лет назад их число приближалось к 2,5 тысячи.
По словам главы Ростуризма Зарины Догузовой, Российская туристическая отрасль потеряла в 2020 году 600 млрд рублей из-за отсутствия иностранных туристов.
Ставка на внутренний туризм
Для тех компаний, которые остались на плаву, 2020 год стал поистине переломным. Пришлось полностью пересматривать свою бизнес-стратегию, отказываясь от привычных схем и развивая новые направления.
— Любое затишье в бизнесе всегда сулит или провал, или переосмысление, — рассказывает руководитель туристического агентства ManGO Василий Федюнин. — Наряду с некоторыми коллегами мы тоже стали операторами по внутреннему туризму. В частности, мы занялись направлением «охота и рыбалка», разработали свои туры в Туруханский район, сейчас маршруты ждут сертификацию. Думаем в ближайшую пару-тройку лет выйти в лидеры рынка по краевому туризму. И если заграничные направления восстановятся, для нас это будет рост, так как к привычным маршрутам за рубеж добавятся еще и внутренние.
Фото: Василий Федюнин с уловом.
Василий Федюнин не считает, что пандемия может быть поводом для закрытия туристического рынка. Особенно учитывая меры государственной поддержки.
— Нам государство в 2020 году очень помогло. Уже с марта прошлого года мы стали получать за каждого сотрудника по 12 тысяч рублей в виде субсидии на зарплату. Банки тоже помогли льготными кредитами, в случае соблюдения ряда условий нам их компенсируют, — сообщил директор агентства.
После первой волны коронавируса, летом 2020 года, наступило долгожданное послабление. Люди стали чаще выходить на улицу, встречаться, общаться, быстро адаптируясь к ограничениям и даже находя в них плюсы. Так, защитная маска может стать модным аксессуаром, невозможность сходить в ресторан превосходно заменяется шашлыками на даче или прогулкой по окрестностям города в небольшой дружной компании, невозможность выехать к морю позволяет осуществить давнюю мечту — съездить на Алтай, в Ергаки или к Байкалу.
— Конечно, мы пострадали из-за ковидных ограничений. Наш «Манаград» — это ведь большая загородная площадка, которая идеально подходит для масштабных фестивалей, опен-эйров, спортивных слетов. Естественно, в прошлом году этого не было. Но в частном порядке люди семьями все лето приезжали, это было разрешено, так как у нас гостевые площадки на большом расстоянии друг от друга находятся, — рассказывает директор экопарка «Манаград» Виктор Дмитрушков. — Но и без дела мы не сидели: территорию приводили в порядок, дороги, построили новый домик на дереве — надеемся, наш «Арзыбей» понравится туристам.
Фото: Бард-фестиваль в "Манаграде".
В то же время отдых в условиях пандемии — это не только костер, палатка и сбор грибов где-нибудь в удаленном таежном углу. Для тех, кто привык отдыхать с комфортом, тоже появились особые предложения. Например, из Красноярска в июле был запущен люксовый маршрут по Енисею на теплоходе «Максим Горький». Стоимость вояжа от Красноярска до Дудинки достигала полумиллиона рублей.
Июль и август показали взрывной рост продаж путевок в Краснодарский край, на турбазы Иркутской области, Горного Алтая. Например, число туристов, посетивших летом 2020 года природный парк «Ергаки», в три раза превысило обычные показатели.
По оценкам специалистов, многие небольшие базы отдыха за эти два месяца с лихвой восполнили недостающую выручку за год. По данным Российского союза туриндустрии, рост турпотока по этим направлениям в 2020 году достиг 40%, а продажи авиабилетов в Горно-Алтайск и Барнаул по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились в 4,3 раза. Правда, результаты невиданного ранее туристического бума еще предстоит оценить. Так, к концу турсезона в Горном Алтае произошла сильнейшая вспышка заболеваемости коронавирусом.Фото: А. Минина
Уроки пандемии
Мир уже никогда не будет прежним. В привычную жизнь вошли новые стандарты и тренды. Отразилось это и на туризме.
— Нужно понимать, что возросший интерес к внутреннему туризму – это лишь шанс. Наша же ключевая задача - превратить этот интерес в устойчивый спрос, — говорит руководитель агентства по туризму Красноярского края Юлия Верхушина. — Оснований полагать, что международный туризм вернётся в нашу жизнь в 2021 году, особо нет. Да, постепенно страны, вероятно, будут открываться. Но вряд ли это будет происходить массово, да и карантин пока никто не отменял. Впереди лето, и нам необходимо сконцентрироваться на своих домашних делах. Конечно, полностью приняв новую реальность с ее новыми трендами.
С чем теперь придется считаться туристам и предпринимателям?
1. Вкладывай в себя.
Отсутствие клиентов — не повод опускать руки. Напротив, освободившееся время нужно использовать, создавая задел себе на будущее. Например, для Красноярска 2020 год стал прорывным в плане туристического благоустройства. Открылись комфортные маршруты по «Гремячей гриве», оформлен Восточный вход в заповедник «Столбы», обустраиваются излюбленные места отдыха красноярцев — остров Татышев, Манская петля, Торгашинский хребет. Разумеется, эти проекты планировались задолго до пандемии, но именно год ограничений дал возможность на них сконцентрироваться.
2. Путешествуем быстро и недалеко.
Столкнувшись с массовой отменой авиабилетов и броней, а также с трудностями получения компенсаций от турфирм и авиакомпаний, россияне перестали планировать отдых заранее. Теперь вместо поездки с семьей на море во время школьных каникул проще съездить на близлежащую турбазу на пару дней, зато несколько раз в год. Такую тенденцию замечают повсеместно. Согласно результатам исследования, которое проводил booking.com, 56% опрошенных россиян планируют совершать больше коротких путешествий в 2021 году по сравнению с 2019 годом, чтобы минимизировать риск несостоявшегося отпуска. Для небольших баз отдыха это хорошая возможность заработать.
3. Больше рекламы.
Из-за нестабильности в области перелетов и в целом правил приема, значительная часть туристов, опасаясь отмены рейсов или ввода новых ограничений, стали покупать путевки/бронировать базы буквально в последний момент. «Горящие» путевки теперь интересуют туристов не столько из-за скидок, сколько ради гарантии, что путешествие состоится. Эту особенность планирования тоже можно использовать в свою пользу – главное, почаще «подкидывать» потенциальным клиентам идею путешествия в конкретное место. Например, через таргетированную рекламу.
4. Уход в цифру.
Происходит глобальная смена потребительского поведения с переориентацией на онлайн. В отчете об электронной коммерции Евросоюза за 2020 год видно, что покупатели в возрастной группе от 25 до 54 лет чаще всего покупали туры в интернете (57%). Уход от оффлайн-продаж позволяет соблюдать предписанные государством эпидемиологические меры предосторожности, например, исключение живых очередей. Если раньше туристический бизнес приспосабливался к онлайн-среде постепенно, то сейчас переход в цифру — вынужденная и необходимая мера, чтобы выжить.
5. Апарт-отели.
Пандемия изменила взгляды на жизнь всех жителей России и мира. Многие, уйдя весной 2020 года на удаленку, уже не планируют возвращаться. А для человека, чей офис находится в интернете, не существует жесткой привязки к месту: он может месяцами жить как на берегу океана, так и в тихом домике у озера. Спрос на предложения с возможностью вот так провести трудовые будни неуклонно растет во всем мире, и современные отели подстраиваются под это веяние, предоставляя клиентам апартаменты для комфортного проживания — с кухней, обслуживанием, отдельным входом или в изолированном бунгало. Ну и, конечно, с хорошим интернетом.
Фото: rabotniky.com
Чего ждать туристам в этом сезоне?
Юлия Верхушина, руководитель агентства по туризму Красноярского края:
— В 2021 году тренд на внутренний туризм сохраняется. Несмотря на все ограничения, люди хотят больше путешествовать, в том числе, чтобы компенсировать несостоявшиеся прошлогодние туры. Компаниям, которые работали преимущественно на внешний туризм, тяжело было переориентироваться. Однако те, кто сумел это сделать и создал интересные предложения, только выиграют от ситуации с закрытыми границами. Пандемия научила отрасль мобильности - всем стало очевидно, что для того, чтобы оставаться на плаву, необходимо быстро меняться. Ну и нельзя не заметить, что закрытые границы для многих людей показали, что и в нашей стране есть удивительные места для путешествий. Теперь ключевая задача - превратить этот возросший интерес в устойчивый спрос. А это большой вызов для всей отрасли.