Проспект культуры

«Как вы все придумываете!». Бывший директор «Родины» — о популярности кинотеатра и нестандартных подходах к кинопоказам

Ольга Барабанова возглавляла кинотеатр «Родина» в 1983-2007 годах.

«Как вы все придумываете!». Бывший директор «Родины» — о популярности кинотеатра и нестандартных подходах к кинопоказам

Экс-директор кинотеатра «Родина» Ольга Барабанова посетила Дом дружбы народов Красноярского края, который разместился на площадях бывшего кинотеатра. Экскурсию по этажам нового здания Ольге Барабановой провела директор Дома дружбы Зоя Грудина. Во время «прогулки» бывший директор рассказала, почему «Родина» была так популярна у красноярцев, какие звездные гости посещали легендарный кинотеатр и как собирали полные залы зрителей .

— Ольга Федоровна, сегодня вы впервые после долгого времени посетили бывший кинотеатр «Родина», где сейчас располагается Дом дружбы народов Красноярского края, здание, которому больше 20 лет жизни отдали, с какими эмоциями вы шли и что увидели, что вам показалось знакомым, а что вас удивило?

— Когда меня пригласили, я думала, что буду спокойна. Ведь уже столько лет прошло, я уже давно никак не связана с этим зданием. Но когда села в машину… У меня появилось ощущение, что я еду на встречу со своей молодостью. На самом деле от той «Родины» ничего не осталось, кроме панно. Я рада этому, потому что старое здание действительно требовало уже ремонта. Всегда говорила, что если бы за него взялись хотя бы в начале двухтысячных, то можно было бы его еще как-то восстановить. А уже к 2007 году оно так обветшало, что его проще было, наверное, снести. Сейчас здание совершенно другое, я это поняла с самого входа, как только зашла. Я очень рада, что выстроили такое здание, что осталось название «Родина», что осталось панно на фасаде, что в здании есть кинозал и сюда вернется эта «киношная» жизнь.

— Вы помните свой первые рабочие дни в кинотеатре Родина»? Какие первоочередные задачи стояли перед вами?

— Я была тогда, в 1983 году, заместителем директора кинотеатра «Юбилейный», и как раз после капитального ремонта открывался кинотеатр «Родина». Я должна была стать директором «Юбилейного», но приехал руководитель нашего краевого управления кинофикации и сказал, что назначает меня директором «Родины». Мне было 33 года, я была первым директором в таком возрасте, в то время таких молодых еще не было. Кстати, это был первый год, когда руководителями утверждали не членов партии. Если «Юбилейный» в то время процветал, в нем было примерно 100 мероприятий в месяц, то «Родина» только сдалась после капитального ремонта. Помню, были мраморные стены в фойе, деревянные кресла в зале... До смешного доходило: например, мы вынуждены были придумывать, как на этих мраморных стенах сделать крепления, чтобы повесить афиши. Креплениями для афиш нам служили карнизы для штор… Мужчины, сотрудники кинотеатра, восхищались: «Ольга Федоровна, как же вы все придумываете!».

Конечно, самая главная задача была - вернуть потерянного зрителя. Репертуар мы, директора кинотеатров (тогда еще «Металлург» работал), составляли самостоятельно. Я лично ездила раз в неделю в прокат, осматривала за день 5-6 фильмов, прикидывала, что любит «мой» зритель. Каждый фильм выпускался премьерой, и если не приезжали создатели картины, то я устраивала перед показом целое шоу. Если была премьера цыганского фильма, то у нас на сцене стояла кибитка, из нее выскакивал цыганский ансамбль, ведущими были певцы, которые исполняли цыганские песни и т.д.

— Как люди реагировали на такую подачу?

— Как люди реагировали… Вот почему сейчас с такой теплотой вспоминают «Родину»? Это намоленное место, место, которое называют местом силы. Атмосфера, сама аура в зале была доброжелательная, зрители всегда были довольны. «Родина» была центром жизни: здесь показывали политические кинопанорамы, проводились субботние кинолото. Время, напомню, большого дефицита, а у нас в качестве призов были кофемолки, утюги, стиральные машины. Многие предприятия правобережья были нашими «шефами», спонсорами, и, когда мне надо было что-нибудь, я шла к руководителям и говорила: мне для кинолото нужно то, то, и то.

Розыгрыши призов происходили так: люди покупали билеты и отдельно покупали билеты на кинолото. Это были такие карточки, в которых были 35 названий фильмов. Карточка представляла из себя основную часть и корешок, люди зачеркивали 5 фильмов, в корешке делали то же самое. Сама карточка сдавалась в жюри конкурса, а корешок оставался у зрителя. Затем, перед фильмом, был розыгрыш: крутили барабан, доставали шарики с номерами...

Вот представьте себе, это сейчас интернет, можно любой фрагмент из любого фильма скачать для показа, а тогда этого не было. 35 коробок с фрагментами из фильмов лежали в киноаппаратной. И вот, когда выпадало название фильма, в аппаратной моментально заряжали эту часть, показывали ее на экране, чтобы люди видели, какой фильм выиграл. Затем начинался концерт или какая-то встреча. В это время комиссия разбирала карточки, подсчитывали, находили победителей. Затем комиссия объявляла выигрышные номера. Люди выходили, получали кто кофемолку, кто утюг, книги и т.д. Про нас заметка даже вышла в газете с заголовком «Из кинотеатра со стиральной машиной». Зрителям очень нравились розыгрыши, зал всегда был переполнен, иногда даже приходилось подставлять стулья.

На фото: бывший директор «Родины» Ольга Барабанова и директор Дома дружбы народов Красноярского края Зоя Грудина

— В кинотеатре было много «звездных» гостей, кто-то особенно запомнился?

— Я с первого года своей работы в «Родине» завела альбом «Наши гости». Тогда много проблем было с фотографиями: нужно было специально нанимать фотографа, была проблема со светом в кинозале, а некоторые звезды запрещали их снимать. Иногда некоторые из них разрешали сделать снимки только после того, как мы посидим в кабинете, поедим пельмешек с водочкой… И тогда уже, в неформальной обстановке, соглашались сделать пару снимков. Больше ста автографов от гостей «Родины» собрано было в этом альбоме.

В качестве звездных гостей к нам приходили Василий Лановой, Сергей Шакуров, дважды был Никита Михалков. Кто бы ни приезжал, я разными путями узнавала интересную информацию о наших гостях. Я знаю, что, допустим, в «Луче» могли просто сказать: «У нас в гостях народный артист России Никита Михалков», - и все! Я, естественно, рассказываю о нем все, что знаю и завершаю представление словами, что он - наше национальное достояние и наша национальная гордость. Михалков, естественно, растаял, обнял меня прямо на сцене.

Люди уже знали, что если будет встреча с творческой личностью в «Родине», то это будет интересно. Некоторых артистов приходилось к общению со зрителями готовить. Допустим, Владимир Меньшов и Анатолий Кузнецов перед встречей уткнулись в газеты, и я переживала, как они будут себя вести на встрече со зрителями, потому что было видно, что они не общительны и не в настроении. Вот начинаю «расшевеливать», начинаю с ними разговаривать. А затем на сцене представляю, как самых дорогих гостей. И все, минимум час, эта встреча идет, артист общается, зрители довольны. Каждая встреча была праздником.

«Кинозрелищное предприятие»

Мы были бюджетниками до 1990 года. Помимо бюджета кинотеатру на содержание в месяц выдавалось 24 рубля. Выживали в основном за счет предприятий, с которыми были в дружеских отношениях.

В 1990 году, когда началась волна переходов предприятий на самоокупаемость, кинотеатр «Родина» и кинотеатр «Октябрь» вышли на хозрасчет, и мы получили статус «кинозрелищное предприятие». Просуществовали мы таким образом года полтора, сами себя обеспечивали полностью.

В 1992 году «Родина» стала муниципальным учреждением культуры, и, хотя теперь мы назывались по-другому, но по факту оставались кинозрелищным предприятием. Последнее время на год давали 50 тысяч рублей, столько была плата за коммунальные услуги в здании в месяц.

В 90-е годы на экранах была одна чернуха, мы поставили перед собой задачу - не потерять зрителя. Стали проводить много мероприятий бесплатно, только на отечественных фильмах, и это помогло нам пережить это время.

1995 году «Родина» стала Лауреатом премии «Вдохновение» и лучшим кинотеатром в Красноярском крае.

Мы самые первые в Сибири получили звание «Центр Российской кинематографии». В 1997 году Госкино предложило совместно с администрацией нашего города сделать из нашего кинотеатра действительно современный кинотеатр со всей современной аппаратурой. Нужно было от администрации 50 миллионов рублей на капитальный ремонт, но в городе не нашлось таких денег… Но несмотря ни на что, мы продолжали оставаться лучшими в своей нише. По посещаемости, по отношению к зрителям - «Родина» была любимым местом досуга.

Кстати, за эти годы, начиная с 1993 по 2007, я отбила атаки, наверное, девятнадцати желающих купить кинотеатр.

… В это время последовательно закрывались все красноярские кинотеатры. Сначала их было 18, осталось 8, потом 4, потом вообще два. Все чаще говорили о том, что кинотеатры - это большое ярмо на шее бюджета. При этом на момент закрытия у нас не было ни рубля долга.

«В зрительном зале порубили все кресла и экран»

— Вы следили за судьбой здания уже после закрытия кинотеатра «Родина»?

— Конечно! Мне было обидно, когда закрыли кинотеатр, ведь даже ничего забрать не дали. У меня просили киноэкран разные организации, кресла тоже можно было подарить, хотя бы половину. Пока шел процесс ликвидации, аппаратуру и еще какие-то ценные вещи забрали, а все остальное оставили. Впоследствии в пустующее здание залезли бомжи, жгли костры в моем кабинете, жили там, в зрительном зале порубили все кресла и экран, все батареи были сняты, несколько раз в подвале был пожар. Потом, когда испортили панно, у меня было ощущение, что мне по лицу начеркали. Мы ведь знали, как это панно делалось: студенты наших вузов по берегам Енисея собирали эти цветные камни, и заслуженные деятели искусства все это делали, это панно было визитной карточкой города, не только правобережья. Было больно на это все смотреть…

После того, как в 2018 году здание передали под Дом дружбы народов, и началось строительство, я постоянно следила за процессом. Когда проезжала мимо, смотрела, как идет стройка. Учитывая состояние здания, ничего не оставалось делать, кроме как разрушить все до основания и сделать новое. То здание было предназначено только для того, чтобы проводить кинопоказы, не было специальных помещений для какой-либо другой работы. И сегодня, увидев, как изнутри изменилось здание, я испытала радость. Это, конечно, сказка, что вы сделали!

— Я очень надеюсь, что мы, вдохновившись вашей энергией, вашим посылом, вашей изобретательностью в создании мероприятий, будем нести дальше флаг «Родины». Как вы считаете, в настоящее время может ли Дом дружбы стать центром притяжения правого берега, как и когда-то кинотеатр «Родина»?

— Я думаю, да! Особенно, если у вас будет функционировать кинозал на 200-250 мест. Мы в наше время о таком ремонте даже мечтать не могли, о таких стенах, с какой-то супер краской, о такой современной мебели, о таких помещениях. Я очень рада, что «Родина» сохранилась и надеюсь, что вы действительно станете центром притяжения правого берега.

Нюанс

Ольга Барабанова возглавляла кинотеатр «Родина» в 1983-2007 годах. Затем здание долгое время не эксплуатировалось. В январе 2018 года его передали в оперативное управление КГАУ «Дом дружбы народов Красноярского края», здание в рекордные сроки было реконструировано. Во время реконструкции было сохранено и отреставрировано панно, ставшее визитной карточкой здания.

Подготовлено Татьяной Шокаревой

Фото предоставлено Домом Дружбы народов Красноярского края

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА