Новости
Отправляют к бабушке. Не имеют права?
В игровой форме дети изучают кодексы
“А что мне будет за угон автомобиля?”, — с искренним любопытством спрашивает подросток. Прямой вопрос педагога несколько не смущает, он с готовностью объясняет. Кажется, подробный ответ о сроке лишения свободы, материальном возмещении озадачивает пацана. Хорошо, если информация пойдет на пользу.
“Имеют ли родители право наказывать меня?”, — интересуется его приятель. Здесь ответ сложнее. За что, как наказывают, насколько серьезно ты провинился — все ситуации Александра Ермолаева разбирает со своими воспитанниками по полочкам.
С июля юные подопечные центра социальной помощи семье и детям “Первомайский” принимают участие в проекте “Правовые горизонты”, получившем грант на одном из конкурсов социальных проектов. На занятиях в игровой форме ребята узнают о своих гражданских правах и, что немаловажно, об обязанностях.
Не только дети, но и взрослые довольно слабо информированы о своих правах. Большинство из нас не знакомы с правозащитными организациями, и порою с трудом представляем себе, куда можно обратиться за тем или иным советом. Понятно, что редкий подросток самостоятельно попробует искать правды в суде, органах опеки. “Гидом” иногда становятся специалисты социальной службы и педагоги.
Кроме ликбеза, одной из главных задач правовой школы координатор проекта Александра Ермолаева считает профилактическую работу, предупреждение правонарушений среди подростков.
В группу школы “Правовые горизонты” входят как дети из благополучных, но многодетных семей, так и ребята из “группы риска”, состоящие на учете в ОДН. Все они посещают летнюю площадку при центре “Первомайский”. Основной возраст участников проекта — десять-четырнадцать лет.
— Это оптимальный возраст для изучения права, — считает куратор проекта. — Для младших школьников тема еще не понятна, в 15—16 лет проводить профилактику уже зачастую поздно, поскольку дети из неблагополучных семей к этому возрасту, как правило, имеют опыт общения с милицией.
Программа рассчитана на работу с тремя группами. В первую, июльскую смену вошли подопечные центра “Первомайский”. Никаких обязательств у детей нет, все посещают занятия по желанию. Вторая смена сформируется к августу, в нее войдут так называемые трудные подростки и ребята, проживающие в приюте “Поздний дождь”. Третья смена пройдет в форме марафона, который поддержат ученики школы © 63 и лицея © 11.
Образовательная программа включает несколько тем.
Все ребята становятся участниками правового марафона “Мои права и обязанности”, где им рассказывают о существовании правовых норм вообще. На мастер-классе “Законы обо мне” дети знакомятся с федеральными и краевыми законами. Игра “Защита моих прав” подразумевает рассказ о системе и структуре правозащитных организаций, мастер-класс “Органы власти” объясняет подросткам структуру органов государственной власти на федеральном и местном уровне. А на тренинге “Я — законопослушный гражданин” будут проведены дискуссии на тему “Почему не нужно совершать правонарушения и преступления”. При этом акценты делаются не на предусмотренных мерах ответственности, а на морально-этических нормах.
Особым интересом у ребят пользуется все же тренинг “Моя ответственность”. Во время ролевых игр участникам очень подробно объясняется, какая ответственность предусмотрена за совершение уголовных и административных проступков. Самые распространенные вопросы: что грозит за употребление наркотиков, распитие алкоголя, появление нетрезвым в общественном месте, за кражи и за хулиганство.
— Мы стараемся акцентировать внимание ребят не только на том, что входит в их права, — говорит Александра Ермолаева. — Объясняем, какие они имеют обязательства перед родителями, педагогами, обществом. Конечно, рассказ о наказании за конкретный проступок как профилактика достаточно эффективен. Но соблюдать законы, морально-этические нормы необходимо не только из-за страха наказания, а по своим внутренним убеждениям. Именно это мы пытаемся донести до детей.
Наш опрос
А что же волнует самих подростков? Мы попросили знакомых ребят сформулировать свои вопросы правозащитникам, и вот что, как оказалось, больше всего интересует ребят.
“Могут ли родители без моего согласия отправлять меня жить к бабушке и дедушке в другой город? Там мне не разрешают гулять допоздна, смотреть многие передачи по телевизору и разговаривать по телефону. Кристина, 14 лет”.
“Имеет ли право учительница рвать тетради, где неаккуратно выполненная домашняя работа и швырять обрывками в учеников? Андрей, 13 лет”.
“Учитель физкультуры обозвал нас обезьянами и бросил в меня кроссовками. Куда можно пожаловаться? Артем, 12 лет”.
“Мама роется в моих вещах и читает эсэмэски в телефоне. Она имеет на это право? Юля, 14 лет”.
“Отец обругал моего парня по телефону и замахнулся на меня. Как я могу защитить свои права? Вера, 15 лет”.
“Я договорился с родителями о конкретной сумме карманных денег. Мама все время придумывает какие-то наказания и оправдания, чтобы давать мне меньше денег. Имеет ли она такое право? Дима, 13 лет”.
“Мне 17 лет, когда я собралась ехать в гости с ночевкой к своему молодому человеку, мама начала меня оскорблять, потребовала, чтобы я осталась дома. Имеет ли она на это право?”.
“Имею ли я право сменить свою фамилию, если она мне не нравится? Мама против этого. Марина, 13 лет”.
“В лагере всех, кто не спал после отбоя, на следующий день заставили мыть туалеты. Имеют ли вожатые на это право? Семен, 12 лет”.
С позиции взрослого ситуации могут показаться несерьезными и спорными. А вот для подростка, если вовремя грамотно не вмешаться и не разрешить ситуацию, конфликт может стать целой трагедией.