Бизнес
«Чем сложнее – тем интереснее». Как Марина Романцова открыла второй бизнес в пандемию и не пожалела
«Я страшно отчаянный человек, поэтому точно рискнула бы», — так отвечает Марина Романцова на вопрос открыла бы бизнес или нет, если бы знала про пандемию.
Gornovosti.ru начинают серию материалов о представителях малого бизнеса, которые успешно развивались в 2020 году: запускали в пандемию новые проекты, развивали новые направления и достигли успехов в своем деле.
В сегодняшнем материале рассказываем историю директора агентства коммуникаций Maxter. Марина Романцова перед пандемией занялась развитием совершенно нового для себя направления — общественным питанием. Проекту «ОДА! ЕДА» чуть больше года. Компания занимается доставкой обедов в офисы, кафе, работает с частными клиентами. Изначально это был скорее проект-эксперимент, который оказался востребованным. Как родилась идея и как она «выросла» за год — Марина Романцова рассказала в интервью Gornovosti.ru.
— Марина, расскажите, с чего всё начиналось? Как руководителю рекламного агентства пришла в голову идея открыть производство готовых блюд?
— Я по образованию PR-специалист. Еще со студенчества работала в разных рекламных агентствах города. Потом пришла идея запустить свой бизнес в этой сфере. Моему агентству коммуникаций Maxter уже 7 лет. Так сложилось, что незадолго до открытия проекта у меня появилось много клиентов среди поставщиков продуктов питания. Благодаря чему сложилось понимание из чего устроен этот рынок. Стало интересно, как сделать качественный продукт. Так пришла идея, почему бы не протестировать такой канал сбыта, как производство готовой продукции. Это была скорее идея-эксперимент: зайдет или не зайдет. Но мы долго готовились к запуску проекта, продумывали бизнес-модель, просчитывали риски.
— Как быстро появились клиенты?
— Первые клиенты были сразу, в основном знакомые. Эти люди знали меня и доверяли, понимая, что я контролирую весь процесс, знаю из какого сырья производятся блюда. Постепенно мы «обросли» клиентами. Кто-то стал заказывать комплексные обеды своим сотрудникам, также мы стали поставлять блюда в кофейни и кафе. Там уже клиенты этих заведений стали замечать, кто производит еду. Если продукция понравилась, то на нас потом выходили на прямую. Мы готовы были доставлять еду везде: и в офисы, и в квартиры, и в кафе, и на праздничные мероприятия. Сейчас у нас достаточно и корпоративных, и частных клиентов. Например, перед Новым годом был большой спрос на доставку не только в офисы, но и домой. Люди предпочитали не готовить, а купить блюда для новогоднего стола.
— Как строилась работа в пандемию?
— Хорошо, что у меня есть второй бизнес, там в то время были постоянные клиенты, которых не затронули коронавирусные ограничения. Поэтому была некая финансовая подушка безопасности. С введением режима самоизоляции персонал боялся выходить на улицу. Иногда мне приходилось самой садиться за руль машины, вести блюда или ехать за закупкой продуктов. Был период, когда у поставщиков начались перебои с продуктами. Но на мне была ответственность за сотрудников, я не могла оставить их без зарплаты. Мы подстраивались под обстоятельства, находили решения во всех ситуациях. Страшно было только в начале.
— Если бы вы знали, что в стране начнется пандемия, открыли бы новый бизнес? Или подождали бы?
— Я страшно отчаянный человек, поэтому точно рискнула бы. Для меня, чем сложнее – тем интереснее.
— Сколько сейчас в штате работников?
— В компании работает 10 человек. У меня потрясающая команда. Это люди, которые всегда готовы заменить друг друга при необходимости. На мне поиск клиентов, инвестиций, стратегия, также курирую качество. Как я говорю, у нас ручной труд, по сути – это кулинария для себя и своих друзей.
— Чему вас научил этот проект?
— Во-первых, во время пандемии для меня большим счастьем было осознавать, что мои сотрудники получают зарплату. Как известно, многие повара в прошлом году лишились заработка, потому что заведения были закрыты. А мы смогли продолжить работу благодаря нашему формату. Это круто, когда клиенты получают вкусную еду, а сотрудники — зарплату. Я раньше таких эмоций не испытывала. Для меня это и есть пример того, когда деньги в бизнесе работают.
Во-вторых, я научилась меньше реагировать на критику. Было время, когда я постоянно думала, вдруг кому-то не понравилась моя еда. Хоть процессом приготовления занимаюсь не я, но любую критику в отношении компании принимаю на свой счет. Нам понадобилось время, чтобы настроить все стандарты качества. Но надо понимать, что в отношении еды всегда присутствует субъективная оценка. Например, кому-то рыба может показаться слишком соленой, а хлеб сухим. Довольных 100% клиентов не будет. Стало легче, когда я стала это осознавать, и теперь спокойнее реагирую на критику.
— Какие дальнейшие планы?
— Первый год мы изучали рынок, подстраивались под него. Теперь будем развиваться. Мы усилили штат поваров. Нехватка специалистов иногда мешала выполнять заказы более оперативно. Сейчас эту проблему решили. Будем вводить новинки в меню.
— Какие советы можете дать начинающим предпринимателям? Или тем, кто хочет открыть свой бизнес?
— Нужно меньше думать и меньше считать риски, а больше делать. Опыт показывает, что люди, которые не боятся, пробуют и экспериментируют, добиваются большего успеха. В процессе практического опыта понимаешь, что делаешь правильно, а что нет. Если занимаешься ручным трудом, да и наверно любым другим, важно любить свое дело. На своем примере могу сказать, что я не понимаю, как можно продать еду, которая тебе самому не нравится.
— На ваш взгляд, как будет развиваться рынок доставки готовых блюд?
— Мышление людей меняется. Поколение моих родителей зачастую не готово купить даже пресервы, например, рыбу они приобретают целиком и разделывают на кусочки. Они не могут себе представить, что кто-то приготовит за них еду или уберет квартиру. Сейчас все больше молодых людей экономят свое время, пользуются услугами клининга, не тратят время на чистку картошки, а это время проводят с семьей, за любимым занятием, работой и прочим. В западных странах так уже давно. Несколько лет назад я была в США в гостях у знакомого и могла это наблюдать. Думаю, что наше поколение придет к тому же, да и уже многие пришли. И это касается всех сфер, не только общепита. Люди будут экономить свое время, предпочитая воспользоваться той или иной услугой.
Цифры и факты
Дата открытия доставки – декабрь 2019 года.
Самая маленькая сумма заказа за историю работы доставки – 1000 рублей.
Самая большая сумма заказа – 50 тысяч рублей.
Штат сотрудников – 10 человек.
Самые популярные блюда – сырники, сэндвич с лососем, крем-суп из лосося, каши.
Если вы тоже хотите рассказать историю своего бизнеса, который успешно пережил непростой 2020 год, а может быть в год пандемии вы даже нарастили производство, открыли новые направления, запустили новый проект, пишите нам на info@gornovosti.ru.