Проспект культуры

Роман с камнем

В Красноярске отдали дань памяти первому ректору художественного института.

Роман с камнем

Ещё студентом он, коренной москвич, попал на Камчатку. И оставил там своё сердце. Начиная с первых поездок на “край земли” художник настолько проникся особой атмосферой полуострова, что решил отцовскую фамилию сделать двойной. Так появилось в искусстве новое имя — Виталий Петров-Камчатский.

В честь учителя

Для нашего города имя этого выдающегося графика значимо ещё и потому, что именно он был первым ректором Красноярского государственного художественного института. К сожалению, мастер рано ушёл из жизни, но успел сделать очень много, и его последователи с благодарностью вспоминают своего учителя. 10 мая 2021 года Виталию Натановичу исполнилось бы 85 лет. Этой дате посвящена выставка “Гравюра на камне”, открывшаяся в арт-галерее “13А”.

Жемчужина экспозиции — это, конечно, литографии самого Петрова-Камчатского. На самом деле удивительные: много воздуха, какая-то особая живописная пластика и при этом — чётко прорисованные силуэты и детали.

Помимо работ Виталия Натановича, на выставке можно увидеть произведения нескольких поколений современных красноярских литографов, учеников Виталия Натановича, давно признанных в мире искусства. Самые известные — Герман Паштов, руководитель творческой мастерской графики РАХ в Красноярске, народный художник России; Валентин Теплов, заведующий кафедрой графики СГИИ, профессор; Алим Пашт-Хан, обладатель золотой и серебряной медалей РАХ. Рядом с их работами — литографии профессоров, преподавателей, выпускников и студентов СГИИ имени Дмитрия Хворостовского. Разнообразие просто поражает: горячие джигиты Германа Паштова и “Итальянский ресторанчик” Елены Лихацкой, “Потерянные вещи” Оксаны Косенко и портреты суровых речников Владимира Переятенеца... Даже неискушённый человек поймёт, насколько высок уровень красноярской школы графики. А начиналась она в далёком теперь уже 1989 году, когда Виталий Петров-Камчатский приехал в Красноярск и возглавил художественный институт.

Кабинет-мастерская

В день рождения мастера в арт-галерее “13А” собрались его коллеги и ученики. Вспоминали о том, каким чутким, отзывчивым руководителем и талантливым педагогом был Виталий Натанович. С одинаковым уважением относился и к педагогам, и к студентам, создал в вузе и, в частности, на кафедре графики уникальную творческую атмосферу.

Даже свой ректорский кабинет он превратил в мастерскую! Здесь лежали камни для студентов, на которых они выполняли курсовые и дипломные работы. Виталий Натанович сам, засучив рукава, показывал, как нужно рисовать, гравировать, печатать, проводил открытые мастер-классы.

Бывало, Виталий Натанович уходил, а студенты задерживались в его кабинете, так ректор утром не мог попасть к себе и просил узнать, кто последний уходил из института. Ключи, как правило, находились где-нибудь в общежитии.

Он приобретал литографские и офортные станки, прессы для ксилографии (ими до сих пор пользуются). Находил в букинистических магазинах книги по изобразительному искусству и велел бухгалтерии их оплачивать. Все возражения пресекал: “Это ваши проблемы!”

Был удивительно лёгким на подъём: Чукотка, Якутия, Камчатка, даже Испания. После поездок устраивал творческие встречи, куда с большим интересом приходили художники со всего Красноярска.

“Были как братья”

— С Виталием Натановичем я познакомился ещё в 70-е годы прошлого века, — рассказывает Герман Паштов. — Помню, как он работал над серией литографских листов по Камчатке. А потом он пригласил меня в Красноярск, чтобы создать в институте мастерскую ксилографии. Я поначалу наотрез отказывался, но Виталий Натанович говорил: “Ты приезжай всего на два-три года, работу наладишь — и всё”. И вот 1 октября 1989 года я взял и прилетел. Эти два-три года растянулись больше чем на 30 лет...

Герман Сафудинович вспоминает, как поначалу вместе с сыном Алимом жил в семье Петровых: “Были как братья, делились всем”. До сих пор хранит детские рисунки его детей Константина, Веры и Полины, которые они дарили с большой любовью. Рассказывает, что целые вечера проводили в беседах об искусстве.

— Он ведь был мастер не только литографии, — делится Герман Паштов, — но и рисунка, акварели, замечательным иллюстратором. Он заложил здесь основы графики. Я, как руководитель творческой мастерской Академии художеств в Красноярске, стараюсь сохранять и продолжать традиции, держать марку.

Герман Паштов помнит день, когда не стало мастера. “Всё произошло мгновенно. Секретарь института сообщил мне по телефону: “Звонил Виталий Натанович из Москвы, и связь неожиданно прервалась”. На следующий день мы открывали групповую выставку в Нальчике, где участвовал он сам и куда собирался приехать”...

В экспозиции галереи можно увидеть последнюю работу Виталия Петрова-Камчатского — портрет дочери Полины. Он не успел его допечатать. Камень с рисунком коллеги сохранили и довели дело до конца.

Акцент

17 мая 2021 года Белом зале Российской академии художеств (Москва, ул. Пречистенка, д. 21) состоится заседание круглого стола, посвященного памяти члена-корреспондента Академии художеств СССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Виталия Петрова-Камчатского (1936–1993).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА