Новости
Красноярск становится доступнее для маломобильных горожан
Важнейшая составляющая доступной городской среды — общественный транспорт.
Понятие “доступная городская среда” обычно ассоциируется с потребностями инвалидов. На самом деле остро нуждающихся в ней людей гораздо больше: беременные, мамы с колясками, маленькие дети, пожилые люди. В целом к этой категории можно отнести вообще всех жителей, страдающих от разного рода препятствий в городе.
Важнейшая составляющая доступной городской среды — общественный транспорт. О работе по его адаптации к нуждам маломобильных красноярцев заявлено уже давно, но далеко не у всех перевозчиков в городе наблюдается такой ощутимый прогресс, как в муниципальных предприятиях.
Правила перевозки людей с ограниченными возможностями регламентируются приказом Минтранса России от 1 декабря 2015 года “Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи”. Общественный транспорт для инвалидов должен соответствовать строгим требованиям и иметь необходимое оснащение, чтобы быть пригодным для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями.
Для водителей и кондукторов всех перевозчиков города силами общественных контролёров при поддержке департамента транспорта два раза в год проводятся инструктажи по правильному оказанию услуг маломобильным гражданам при поездках в автобусах, троллейбусах, трамваях. Сотрудникам рассказывают о правилах корректного общения с людьми с инвалидностью, об их особенностях и потребностях.
Сам я передвигаюсь на коляске. Автобусами пользуюсь как минимум три-четыре раза в месяц. Хочу отметить, что за последние три года в городе сделан колоссальный рывок в плане доступности общественного транспорта для маломобильных пассажиров. Создан мобильный помощник — приложение с функцией оповещения о том, что на остановке стоит в ожидании автобуса маломобильный пассажир. Водитель откинет аппарель и поможет заехать в салон. Однако на некоторых маршрутах, к сожалению, вообще нет автобусов с аппарелью. Есть и маршруты, на которых оснащены таким оборудованием лишь один-два автобуса, но ходят они только в будние дни.
На многих маршрутах расписание движения составлено неправильно. Например, на маршрут выходит 22 автобуса, из них 11 с аппарелью. Грамотно бы было автобус с аппарелью поставить через один, тогда среднее время ожидания составит всего 20 минут. А по факту на маршруте три-четыре автобуса с аппарелью проходят подряд, следом ещё три-четыре — без оборудования. В таких ситуациях и время ожидания растягивается до часа!
Очень важный момент — исправность аппарели. За этим должны следить как водители транспортного средства, так и механики в гараже. Это особенно актуально на маршрутах, где маломобильные пассажиры ездят нечасто.
При всех недочётах всё-таки у нас человек с инвалидностью может доехать с одной-двумя пересадками в любой конец города. Это результат большой работы. Нам удалось выстроить конструктивный диалог с департаментом транспорта администрации мэрии. Создан оперативный чат для выявления недостатков и обсуждения путей решения возникающих проблем. Проводятся совещания с руководителем департамента транспорта с привлечением общественных контролёров.
Ольга Шикунова, общественный контролёр:
— Я активно пользуюсь услугами общественного транспорта и третий год провожу инструктажи и обучение сотрудников транспортных предприятий города.Для меня важно донести до водителей и кондукторов, что от людей зависит очень многое. Некорректное общение или коммуникативная ошибка, совершенная по незнанию, могут разом превратить для человека с инвалидностью самый оборудованный автобус во враждебную и ранящую среду. Вряд ли он захочет пользоваться общественным транспортом ещё раз.
При этом правильная коммуникация и искреннее желание помочь сделают даже самый необорудованный автобус инклюзивным и дружественным. Всегда говорю на таких инструктажах о главном правиле в общении с инвалидами. Если вы каждый раз будете видеть перед собой не инвалида, а человека, если вы будете внимательны к нему, то всё обязательно получится.
Автор: Александр Мельников