Проспект культуры
Каждый красноярец может попасть в хранилища краеведческого музея
"Городские новости" побывали там и увидели много уникальных предметов.
Для многих горожан краеведческий музей – это то, что представлено в экспозиции. Скелет мамонта, шерстистый носорог, фигуры первобытных людей в пещере, шаманы с бубнами, животные, обитающие в сибирской тайге... На самом деле это лишь вершина айсберга, основная же его часть остаётся невидимой обычному посетителю. Между тем у каждого красноярца есть возможность попасть в святая святых музея - фондовые хранилища.
Премия на двух подводах
Ощущения от таких экскурсий удивительные. Во-первых, можно увидеть, как хранятся все эти (без преувеличения) богатства. Во-вторых, разглядеть уникальные предметы не за стеклом, как на выставке, а приблизиться практически вплотную, и даже кое-что потрогать, если разрешат. А есть ещё и в-третьих, и в-четвёртых, и в пятых...
Мы находимся в отделе драгоценных металлов, камней и нумизматики. Первое, что нам показывает хранитель Юлия Нециевская, - старинные монеты, которые можно увидеть разве что в кино про Петровскую Русь. Серебряные полтины вполне приличного размера и совсем крошечные золотые, особые сибирские, ходившие от Урала до Дальнего Востока с 1766 года...
Юлия Григорьевна с ходу погружает в тему, и мы узнаём, что только после Петровской денежной реформы монеты начали изготавливать машинным способом, для чего на них стали со временем делать гурт (грубо говоря, ребро монеты с определённым узором). О том, что в обороте были тяжеленные медь и серебро и солидные суммы возили целыми подводами. Исторический факт: когда императрица Елизавета наградила Ломоносова за написанную им оду двумя тысячами рублей, деньги доставили на двух телегах - каждые десять рублей весили пуд. Информации очень много. И через несколько минут после начала экскурсии захотелось вплотную заняться нумизматикой, настолько это интересно. А ведь здесь хранятся не только деньги, а ещё и различные награды: от медали, выпущенной в честь свадьбы императора Николая II, до восточного Ордена благоприятных облаков. А ещё – советские значки, серебряная посуда, изделия с драгоценными камнями, чувашские мониста с серебряными монетами... Сплошные клады.
Китайский оберег
В следующем хранилище погружаешься в седую древность, здесь – памятники археологии. Трудно даже представить, что именно на этих стеллажах размещены находки каменного века со стоянок человека - современника мамонта. Николай Макаров, заведующий отделом археологии и этнографии, рассказывает о некоторых экспонатах и, в общем-то, раскрывает посетителям глаза на работу своих коллег. Большинству ведь кажется, что главное в ней – отыскать артефакты. Николай Поликарпович выстраивает цепочку: найти, документировать, сохранить, систематизировать и только после этого представить в виде экспоната или публикации для научного издания. Другими словами, историю из белого пятна превращают в учебники. Работа колоссальная.
Здесь можно проследить, как из отдельных черепков восстанавливают целый сосуд, реконструируют какие-то другие вещи. Рассмотреть вблизи фрагмент глиняной черепицы древнекитайского дворца с пожеланием вечного счастья императору и его жене, бронзовую антропоморфную маску, которая являлась дверной ручкой с кольцом во дворце наместника гуннов. В общем, прикоснуться к истории. К слову, в хранилище 100 тысяч предметов, площадей уже давно не хватает. Но это – общероссийская проблема.
80 тысяч стежков
А мы переходим в помещение, которое... не любят уборщицы музея. Об этом с улыбкой говорит этнограф Михаил Баташев. Здесь хранятся традиционные предметы быта коренных народов енисейского Севера, одежда, шаманские бубны... Словом, органика. А это значит, что кожа трескается от времени, шерсть сыплется.
«Нам раньше даже молоко за вредность давали», - делится Михаил Семёнович.
Если серьёзно, то лишь до 30-х годов прошлого века пополнение коллекции экспонатов этого рода можно было сравнить с рекой, потом же она превратилась в ручеёк. И понятно, почему: советизация, колхозы, интернаты, отлучение северян от привычных промыслов... Одежду проще стало купить, кому хочется тратить время и силы, чтобы её шить? Нам показали нганасанскую парку, которая «требовала» от мастерицы сделать 80 тысяч стежков! А тогда ведь даже ножниц не было. Предметы конкретно этого хранилища ценны как раз тем, что они теперь – огромная редкость. Традиционная культура северян ушла. Национальную одежду носят только те, кто занимается оленями. А ведь она продумана до мелочей. Скажем, мужчины проводили много времени на открытом воздухе, потому парка и капюшон в их костюме были единым целым (чтобы не продувало и снег не проникал). А шапки носили только женщины, они в чуме их и снять могли. Нюансов много. Сейчас даже с национальной одеждой казусы случаются. Идёт парень, а на нём парка... незамужней нганасанской девушки. Оказывается, бабушка сшила такую дочке в её девичестве, а та, по памяти, сыну.
Настоящие культовые предметы – отдельный раритет. Шаманов в своё время репрессировали, расстреляли, бубны, специальные нагрудники и колотушки утеряны или попросту уничтожены. То, что собрано в хранилище – уникальные вещи, но это не каменные артефакты, они не вечны. Поэтому музею просто необходимы реставрационные мастерские. Скажем, те же бубны необходимо периодически пропитывать норковым жиром. В общем, проблем хватает. Но фонды краевого краеведческого открыты для красноярцев – у горожан есть возможность познакомиться с работой музея изнутри. Это удивительно интересно.