Новости

О верной собаке замолвите слово

О верной собаке замолвите слово

О верной собаке замолвите слово

Мы справедливо ценим собак за их беззаветную верность и преданность человеку. Из поколения в поколения передаются легенды об этой верности.

Интересна история собаки, принадлежавшей Петру I, которая во время войны со Швецией доставляла русским полководцам боевые приказы и возвращалась к своему хозяину с ответными донесениями об обстановке на том или ином участке.

Весьма любопытна еще одна легенда — случай, связанный с собакой и царственной особой. Уверяют, что во время побега императора Наполеона с острова Эльба он упал в море. Спас Бонапарта корабельный пес — ньюфаундленд.

Из античной древности до нас дошел рассказ историка Плутарха о верной собаке, которая пыталась вплавь догнать корабль ушедшего без нее в море хозяина — Ксантиппа. Пес обессилил и погиб от утомления. Преданного четвероногого выловили и с почестями похоронили на острове Саламине, долгие годы его могилу местные жители с гордостью показывали любопытным гостям.

Примечателен памятник, появившийся в новозеландском графстве Маккензи, в городке Лейк-Текапо — на постаменте установлена статуя собаки, принадлежавшей… вору. Выходец из Шотландии Джеймс Маккензи, приехавший в Новую Зеландию в позапрошлом веке, занялся отнюдь не безобидным промыслом, кражей скота. Он угонял у местных фермеров отары овец и перегонял их подальше, в безлюдные места, где и ожидал встречи с перекупщиками. Однажды собака Джеймса привела его в горную долину, словно нарочно созданную для разведения овец — плодородную, богатую сочными травами. Прошло совсем немного времени, и в бассейне реки Текапо появилось множество овцеферм, а численность мериносов стала измеряться десятками тысяч голов. “Подвиги” Джеймса Маккензи с годами ушли в прошлое, но имя его все же осталось: “овечье” графство получило свое нынешнее название — Маккензи. В память об открытии уникального места для пастбищ и был воздвигнут памятник псу, “подельнику” Джеймса Маккензи.

Факты поразительной собачьей привязанности, проявления ими безмерной скорби отнюдь не редки. Известен, например, случай, связанный со скайтерьером Бобби, четырнадцать лет проведшим у могилы своего хозяина-пастуха. Пса подкармливали сердобольные чужие люди, со своего поста все эти годы Бобби отлучался лишь для того, чтобы напиться из лужи.

Четырнадцать лет, как и Бобби, продолжал хранить свою верность и итальянский пес Фидо. Каждое утро он устремлялся в сторону вокзала встречать своего хозяина, который погиб на фронте в 1943 году. Еще при жизни Фидо жители Бюрго-Сан-Лоренцо установили ему памятник с надписью: “Фидо. Образец преданности”.

Однажды в горах Дакштейн (Австрия) снежная лавина застигла в пути одиннадцать школьников-туристов и двух сопровождавших группу учителей. Вместе со спасателями 96 часов подряд с небольшими перерывами работала и специально обученная для поиска пропавших альпинистов собака Аякс. Собака разрывала когтями плотно спрессованный снег, пока не свалилась с ног, потеряв силы. Спасатели отнесли четвероногого помощника в хижину. Но после короткого отдыха Аякс снова вернулся к месту обвала. Обмороженными, израненными лапами он вновь начал разрывать снег, помогая отыскать пострадавших людей.

Памятник, установленный в Париже, тоже воздвигнут в честь собаки-горноспасателя, знаменитого сенбернара Барри, освободившего из-под снежных завалов 40 человек.

Надо сказать, что в самых разных странах благодарными людьми сооружено множество памятников собакам. Есть они и в России. В Санкт-Петербурге такой памятник установлен в саду Института экспериментальной медицины, сооружен он в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова.

О верной собаке замолвите слово
О верной собаке замолвите слово

В 1971 году в N-ской пограничной части установлен памятник розыскной собаке Дойре. В Музее пограничных войск в Москве бережно хранится чучело легендарного Ингуса — собаки, с которой прославленный пограничник Никита Федорович Карацупа задержал десятки нарушителей. Погиб Ингус, находясь на посту, в бою с диверсантами, и теперь стоит среди музейных экспонатов как памятник.

Единственному оставшемуся в живых боевому псу, спасшему древний город Коринф от внезапной атаки врагов, из городской казны была пожалована дорогая награда — массивный серебряный ошейник с надписью: “Защитник и спаситель Коринфа”. Какой же тогда ошейник можно было бы преподнести в дар овчарке Дику, талант и выдержка которого спасли жизнь тысячам солдат и мирных жителей?! В годы Великой Отечественной войны Дик помог саперам обнаружить и обезвредить 12 тысяч немецких мин. Именно Дик обнаружил и огромную бомбу-ловушку с часовым механизмом, уложенную уходившими от Ленинграда гитлеровцами в фундамент Павловского дворца.

“Немецким собакам-поводырям от незрячих берлинцев” — такую надпись можно прочесть на памятнике, установленном в Берлинском зоопарке. Его торжественно открыли за три года до установления в Германии диктатуры нацистов. Памятник стоит и по сей день.

Самой знаменитой собакой Голландии признана овчарка по кличке Лео. Она честно трудилась в амстердамском аэропорту в течение девяти лет. За это время таможенники с ее помощью арестовали три сотни преступников, пытавшихся провезти наркотики. К каким только ухищрениям ни прибегали злоумышленники, пряча преступный груз в чемоданы, часы, обувь и даже зонтики, обмануть Лео им не удавалось. Собака помогла конфисковать в общей сложности три тонны гашиша, тонну марихуаны, 28 килограммов героина и 18 килограммов кокаина. Наркотики, изъятые благодаря бдительности четвероного таможенника, передавались фармацевтам для переработки в лекарства. Доход составил многие миллионы долларов. Овчарке Лео выделили персональную государственную пенсию, поместив пса-пенсионера на заслуженный отдых в отель для престарелых собак.

Памятник собаке, “охраняющей” старинный замок в Арользене (Германия), достигает восьми метров. Он выполнен из стали и цветов американским скульптором Джеффом Кунсом. “Собачье” изваяние было не просто признано удачной работой скульптора, но и сумело стать “визитной карточкой” города.

Памятники собакам имеются и в Японии. На острове Хоккайдо установлен памятник двум ездовым собакам по кличке Таро и Дзиро, перенесшим вместе с людьми нелегкую вынужденную зимовку в Антарктиде.

Еще один “собачий” монумент установлен на площади перед токийской железнодорожной станцией Шибуя. В этом районе Токио в свое время жил университетский профессор, державший в доме собаку по кличке Хачико. Каждое утро верный пес сопровождал своего хозяина до вокзала, а вечером вновь был на перроне, встречая его. Когда профессор умер, Хачико еще долгих одиннадцать лет продолжал ожидать прибытия вечернего поезда, в котором обычно возвращался домой со службы его хозяин. Редкий житель японской столицы не знает этой трогательной истории. А сидящий у вокзала каменный пес Хачико продолжает напоминать тысячам людей, которые, торопясь по своим делам, проходят мимо, что доброта и верность — понятия неустаревающие.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА