Новости
“Ковер” для Октябрьского
“Ковер” для Октябрьского
В реконструкции моста используются “хитрые” материалы
С тех самых пор, как в 2005 году началась реконструкция Октябрьского моста, красноярские автомобилисты не устают вопрошать: “Отчего так долго?”. Можно, конечно, пространно рассказывать о невозможности полностью закрыть движение по одной из важнейших транспортных артерий города или напоминать о том, что в Сибири сезон ремонта дорог лишь чуть длиннее календарного лета. Директор Мостотряда © 7 Василий Ильинов отвечает просто: “А как вы себе представляете процесс снятия на площади в 30 тысяч квадратных метров старого слоя гидроизоляции, который местами даже отбойный молоток не берет?”.
Октябрьский мост возводился почти восемь лет — с 1978-го по 1986 год. Строил Мостотряд © 7, может, не на века, но на совесть: сооружение, которое с тех пор ни разу не подвергалось капитальному ремонту, простояло двадцать лет без особых потерь. Если не считать пришедшего в негодность асфальтового покрытия, “знаки времени” были видны лишь специалистам.
— В проезжей части моста наиболее уязвимы деформационные швы, — объясняет Василий Ильинов. — Те, что мы ставили в 1986-м (их делал по заказу “Красмаш”), не могли вечно выдерживать сибирские перепады температуры. Листы металла загибались, отламывались… Сейчас мы кладем швы немецкого производства — фирмы “Мауэр”, которую считают “законодательницей мод” в этой области. Они как гармошка, сужаются-расширяются без особых последствий.
Немецкую “гармошку” доставляют в Красноярск в виде “полуфабрикатов”, а на месте уже “адаптируют” под особенности Октябрьского. К слову, именно с замены деформационных швов в низовой части моста и началась грандиозная реконструкция в 2005-м. В прошлом году строители полностью сменили там гидроизоляцию, положили асфальт. Нынешним летом объем работ еще больше: наконец были сняты трамвайные пути, демонтирована контактная сеть; специалисты Мостотряда © 7 занялись перекладкой гидроизоляции и деформационных швов на верховой части моста. По словам Василия Ильинова, в октябре движение по Октябрьскому будет открыто.
Однако о гидроизоляции моста, пожалуй, стоит рассказать подробней. Функция ее понятна: защищать металлическую конструкцию от коррозии. Защищала, и весьма неплохо. Как говорит Ильинов, при строительстве Октябрьского в гидроизоляционном слое использовались самые на тот момент современные материалы: эпоксидная смола, каменно-угольный деготь, битум. Причем состав смеси разрабатывался ведущими специалистами страны.
— Но за двадцать лет слой гидроизоляции частично утратил свои свойства, и если местами он снимается легко, то на двух участках, квадратов по 250 каждый, приходится работать отбойным молотком, буквально по сантиметру отковыривая, — рассказывает Василий Ильинов.
Взамен устаревшего строители используют изоляционный материал известной английской фирмы “Грэйс” — “Сервидек плюс Сервипак”. “Сервидек” представляет собой двухкомпонентную мастику, создающую качественную основу — “ковер”, как выразился директор Мостотряда © 7. “Сервипак” — это специальные битуминизированные листы. Когда же сверху кладется горячий асфальт, оба материала “спекаются”, и получается ровный плотный изоляционный слой.
— Кстати, о современных материалах, — добавляет Ильинов. — В прошлом году говорили, что мы сработали некачественно: асфальт в низовой части моста казался недостаточно плотным. Однако он уплотнился, когда температура воздуха понизилась — такое вот у этого состава любопытное свойство.
Когда реконструкция Октябрьского моста завершится, там будет по пять полос для движения в обе стороны: трамвайные пути, по которым когда-то с левого на правый берег курсировал всего один вагон, занимали немало места. Контактную сеть также уберут. Специалисты вообще утверждают, что трамваям и троллейбусам на мостах не место: все это “электричество” может негативно влиять на металлическую конструкцию.
— Работы на мостовом переходе через главное русло Енисея будут полностью завершены в текущем году, — говорит Алексей Исаев, начальник отдела дорог и искусственных сооружений департамента городского хозяйства администрации Красноярска. — На 2008-й запланирован капитальный ремонт отрезка Октябрьского над протокой Татышева. Там также будут демонтированы трамвайные пути, заменена гидроизоляция, уложено новое асфальтобетонное покрытие.
В следующем же году начнется реконструкция подходов к мосту: на правом берегу — до улицы Павлова, на левом — до Октябрьской. Так что в 2009-м (работы здесь запланированы на два года) одна из важнейших магистралей Красноярска заработает уже в полную силу: известно ведь, что с недостаточно удобными подходами максимальную пропускную способность моста обеспечить невозможно. Хотя перемены к лучшему заметны уже сейчас: пробки на Октябрьском случаются лишь тогда, когда на мосту происходит авария.
К слову, когда представители администрации объявляют сроки реконструкции и ремонта объектов, они имеют в виду не окончание укладки асфальта, а момент абсолютного завершения всех работ.
— Хотелось бы особо отметить, что понятие капитального ремонта дорог включает в себя не только укладку асфальта, — подчеркивает Алексей Исаев. — Это, скажем так, явление комплексное. Так, в него входит реконструкция ливневой канализации, замена бортового камня, ремонт тротуаров и, соответственно, укладка либо асфальтобетонного покрытия, либо брусчатки. А также обустройство газонов, светофорных объектов, ремонт или полная замена наружного освещения и контактной сети. Посадка деревьев, наконец. К слову, ее вполне можно проводить в ноябре-декабре. Да и брусчатку зимой класть не возбраняется. И если говорится, что такой-то отрезок дороги будет открыт в декабре, это значит, что асфальт там положат в сентябре-октябре, а все остальное время будут благоустраивать территорию.