Туризм и путешествия
Особенности сибирского пляжного отдыха. Что ждёт туристов на популярных озёрах Хакасии
"Городские новости" побывали на популярных у красноярцев озерах Хакасии и выяснили, во сколько там обойдется отдых.
Море трав, разбивающееся на миллионы цветов и серебристых стеблей ковыля. Ровная степь, прерывающаяся плавными изгибами холмов. Озёра, сияющие под солнцем, как драгоценные камни… Рассказывая о Ширинском районе Хакасии очень трудно удержаться от лирических отступлений. Здесь столько первобытной красоты, столько простора!
Туристы из Красноярска и других сибирских городов приезжают сюда затем, чтобы проникнуться духом этих мест. А ещё чтобы вволю насладиться пляжным отдыхом. Как только в регионе устанавливается жаркая погода, по трассе из Красноярска в сторону озера Шира тянется караван машин. На озёра можно быстренько метнуться на выходные, накупаться и успеть в понедельник на работу. Ведь от нас до этого уникального места, в которое бесконечно влюблены многие красноярцы, просто рукой подать.
В Хакасии много красивых озёр: Иткуль, Тус, Матарак, Шунет… И всё же наибольшей популярностью у красноярцев пользуются Белё и Шира. Расположены они друг от друга меньше чем в двадцати километрах и в принципе очень похожи: слабосолёные, большие, чистые. Правда, отдых на том и на другом — две большие разницы.
Кемпинг и база
Знакомство с озером Белё начинается уже с трассы: вид на него открывается просто фантастический. Мне он всегда навевает мысли о парке Юрского периода: кажется, что вот-вот на ближайший холм выйдет стадо диплодоков, а с неба спикирует птеродактиль. Кстати, в высоте действительно летает кто-то очень большой и грозный: степных птиц здесь хватает, как, впрочем, и сусликов.
А потом, когда озеро раскрывается, сказка, увы, пропадает. Летом вдоль дороги тянутся бесконечные палаточные городки. Кстати, ещё в девяностых можно было приехать сюда дикарями и разбить лагерь в любом удобном для вас месте. При этом вокруг — никого! Вообще! Ну разве что чабан с отарой забредёт.
Но сегодня о полном уединении на Белё можно только мечтать. Та часть озера, до которой реально добраться на машине, летом заселена, причём довольно густо. Везде кемпинги, предлагающие минимальный набор услуг: туалеты, место для костров, беседки или навесы. Ах да, ещё гарантия порядка и сохранности авто (хотя это неточно). Стоимость места под палатку — от 300 до 500 рублей за сутки. И отдельный прайс за стоянку — рублей 200.
Несмотря на довольно спартанские условия, в жаркие дни желающих постоять с палаткой у озера очень много. Почему? Наверное, всё дело в самом Белё. Вода там просто волшебная: бодрящая, чистая-чистая, отливающая морской бирюзой. Если прогревается до 23 градусов, то уже хорошо. Заходить, конечно, зябко, но когда привыкнешь, то вылезать из неё не хочется.
Кроме кемпингов, на Белё имеются и вполне цивильные базы, они расположены уже дальше от трассы — в районе горы Чалпан. Два десятка лет назад забиралась на эту возвышенность, чтобы полюбоваться чудесными пейзажами. Теперь запрещено: на Чалпане открыли остатки средневековой крепости и пять писаниц, так что теперь это вотчина археологов. Наверное, так правильнее, свои памятники страна должна охранять.
Отдых на базах можно назвать относительно комфортным. Имеются пусть и скромные, но вполне удобные номера. А ещё есть люксы с красивыми интерьерами, телевизорами, душевыми кабинами. Правда, стоят они не просто дорого, а очень дорого: двухместные по 8–9 тысяч за сутки, коттедж 15–20 тысяч. Периодически за эти деньги вам будут отключать воду и свет, к тому же убираться в своих люксах вы будете сами — такой вот ненавязчивый сервис. Но, несмотря на столь сомнительное соотношение цены и качества, в середине июля заказать номер на Белё было в принципе невозможно. Всё разобрано подчистую.
ДВА ПЛЁСА
На самом деле озеро Белё не одно, его два — такой вот парадокс. Есть Большое Белё (оно же Большой плёс) — почти пресное, холодное. Там мало кто стоит с палатками, зато есть как минимум одна база, облюбованная молодёжью. На озере красиво, чисто, интересно. Но всё же куда больше народу отдыхает на Малом Белё — эта часть более солёная и лучше прогревается.
Соединены два плёса небольшой протокой, над которой оборудован Перешеек. Это не просто место переезда, а своя отдельная вселенная, в которой на мелководье резвится малышня, взрослые целый день шастают в купальных костюмах, а в магазинчике бойко идёт торговля, скажем так, популярными напитками.
По дороге, что проходит буквально впритык к пляжу на Перешейке, в погожие выходные бесконечно едут машины. Как отдыхать в таких условиях, учитывая скученность и плотный автотрафик? Непонятно. Вот только на этом месте всегда полно праздного народу, наслаждающегося летом и солнцем. Вода здесь буквально бурлит от обилия купающихся. А ещё много тех, кто готов предоставить нехитрые водные развлечения: в основном это катание на гидроциклах. Издаваемый ими гул органично дополняет какофонию из визгов, хохота, криков. Шумно, конечно, но воистину беззаботно и беспечно. Кто хочет отдыхать — тот это делает!
На базах всё цивилизованно. Там свои пляжи (есть даже один песчаный). А ещё в этом районе растёт небольшой, до довольно густой лесок: буквально у самой воды. В степных краях такое — редкость. В этой части озера можно найти место, где реально насладиться покоем и хоть каким-то подобием уединения. Особенно с рано утром: идеально прозрачная вода, тишина, простор. То, что нужно!
И ещё один важный фактор, делающий отдых на Белё особенным. Обжитой является только одна часть озера, а вот противоположный берег — дикий, пустой. Он далеко и в то же время близко, любоваться на него, поверьте, можно бесконечно. Это та самая природа, по которой так тоскует сердце горожанина. То, ради чего в пятницу после работы стоит сесть за руль и отмахать 320 километров, чтобы получить свою порцию лета в выходные!
Привет из девяностых
Курорт на озере Шира был основан ещё в конце XIX века. А в советское время здесь построили санатории, куда направляли на лечение и взрослых, и детей. В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР курортный поселок Озеро Шира переименован в Жемчужный. По идее, место с таким красивым названием и с такой приличной историей должно было стать чем-то вроде наших сибирских Карловых Вар, с поправкой на то, что здесь имеется свой удобный пляж. Но что-то пошло не так. Ни Варами, ни Баден-Баденом, ни даже Белокурихой, очень преобразившейся за последние годы, здесь и не пахнет.
Скорее всего, причина в том, что пляжный сезон на озере Шира, как и на Белё, ну очень короткий. Где-то два месяца — с середины июня по середину августа. На пике жары народу на пляже не меньше, чем в Сочи, — лежаки прибегают занимать с семи утра. У киосков с мороженым и лотками с варёной кукурузой выстраиваются очереди, утреннюю партию плова в кафешках съедают уже к 12 часам дня. Желающих попрыгать на батуте или прокатиться на “банане” тоже полно.
Естественно, один солнечный выходной на этом курорте год кормит. А когда тепло уходит, то всё — туристов нет. Наверное, поэтому каждый местный предприниматель стремится поймать свою удачу, получить гешефт и удалиться до следующего лета. В развитие инфраструктуры, в благоустройство, особенно так называемых общественных пространств, здесь мало кто вкладывается.
Поездка в Жемчужный больше всего напоминает мне путешествие на машине времени. Куда? Да недалеко. В девяностые. Сильнее всего дух прошлого ощущается на центральном променаде — пешеходной улице с потрескавшимся асфальтом. А может, это просто рынок, на котором установлены уже довольно ветхие торговые ряды. Что продают? Да всё, начиная от хачапури и плюшек и заканчивая одеждой и амулетами. Цены вполне приемлемые, еда вкусная, торговцы общительные. Кассовых аппаратов и терминалов нет, но при отсутствии наличных всегда можно перевести деньги по номеру карты или телефона.
Променад, он же местный рынок, в сезон постоянно наполнен народом. Вечером в местных заведениях, оформленных по самому аскетичному варианту, много народу: шашлыки просто нарасхват. Стоимость вполне подъёмная — от 300 до 450 рублей за порцию. Всё вкусное и свежее, здесь претензий нет.
К общей атмосфере добавляет антуража музыка. Стрый хит про Светку Соколову, у которой день рождения, обеспечивает полное погружение в атмосферу девяностых. Отдыхающим нравится, многие танцуют прямо на улице. Всё-таки что-то в этом есть…
Интервью за 200 рэ
— Эй, меня нельзя просто так фотографировать! Стирай с телефона снимок или плати 200 рублей!
Высокий чернокожий парень — внешне настоящий африканец — гневно окрикивает меня за то, что нарушила установленный им порядок. Немного робею: не хватало мне ещё международного конфликта. Но скажите, как можно было удержаться и не сфотографировать его? И что он вообще делает здесь, в центре рынка посёлка Жемчужного Ширинского района Республики Хакассия? Да ещё и в разгар пандемии! Пришлось подходить, улыбаться, договариваться на короткое интервью: нельзя же упускать такого человека, не расспросив обо всём. Молодой человек в основном играет в молчанку, хотя русский язык понимает отлично и вполне сносно на нём говорит. Потом-таки выдавливает из себя, что за общение у них в команде (а здесь два темнокожих юноши и две девушки) отвечает Арнольд. Но лидер пока занят — принимает заказ. Постепенно выясняю, что ребята получают доход из двух источников: от экзотической для здешних мест внешности и умения плести так называемые африканские косички. Клиентов полно. Кто-то готов заплатить за фото с красавцами те самые двести рублей — недорого же, а какая память! Ну а девочки всех возрастов с удовольствием делают популярную пляжную причёску. Здесь наконец освобождается Арнольд. Разговаривать сначала не желает, но, когда я перевожу на его карту те самые заветные 200 рублей, снисходит до короткого общения.
— Арнольд — моё настоящее имя, — заявил он. — Я сам из Камеруна, Африка. Знаете такую страну?
Вообще-то географии меня учили хорошо, поэтому страну такую я знаю. Запад Центральной Африки, рядом Гвинейский залив… Но я деньги не за экзамен по географии заплатила, поэтому пытаюсь узнать, как парня занесло в хакасские степи.
— Я в Россию на заработки приехал, год назад, — продолжает Арнольд. — Думал, лето побуду и вернусь домой. А из-за пандемии не вышло, пришлось остаться. Живу в Красноярске, в Солнечном, там квартиру снять можно дешевле. А здесь мы так, на один сезон. Я домой очень хочу, у вас так зимой сильно холодно.
Здесь подходят новые клиенты, и Арнольд переключается на них. Приходится отвлекать, чтобы сделать фото — заплачено же! Если честно, всё это и смешно, и печально. Сколько правды в рассказе гостя из Африки, я не знаю, но ощущение того, что тебя как-то хитро провели, почему-то осталось.
Любой вариант
Несмотря на довольно специфичный антураж посёлка Жемчужного, ассоциирующийся с братками из девяностых, публика здесь в нынешнем году отдыхала очень приличная. Семьи с детьми всех возрастов, пожилые пары, компании бодрых женщин бальзаковского возраста и вполне себе с виду благополучных студентов. Не слышно ни криков, ни разборок, ни нецензурной брани. Люди на пляже вспоминают, как ездили в Турцию, Египет и Анапу. Но при этом ничуть не ругают Шира, воспринимая каждый погожий день у озера как подарок. Стоит признать, что зона отдыха у воды здесь содержится в порядке. Не идеально, но достойно. Нет мусора, стоят чистые туалеты, в которых даже есть рулоны бумаги, работает летний душ. Оборудована волейбольная площадка — она здесь не пустует. Имеются лежаки, хотя их на всех, увы, не хватает. Так или иначе, но, приходя на центральный пляж, понимаешь, что не зря заплатил 150 рублей за вход. Их здесь честно отрабатывают.
Само озеро Шира более солёное и тёплое, чем Белё. У берега вода грязновата, потому что народу много — баламутят дно. А если отплыть чуть дальше, то купаться очень приятно.
Вариантов размещения возле Шира полно. Можно и с палаткой — здесь, как и на Белё, имеется свой кемпинг. Или поселиться на одну из баз — их здесь полно, при этом уровень цен зависит от уровня комфорта (чем ближе к городским условиям, тем дороже). Кто-то снимает квартиру в Колодезном — это микрорайон с хрущёвками, так что жить можно практически как дома, вот только ходить до озера далековато. Ну а для состоятельных товарищей в двух шагах от Шира построены очень неплохие отели. Один даже с нарядно оформленной стараниями ландшафтного дизайнера территорией. Любопытный факт: сфотографироваться возле альпийских клумб, искусственных водоёмов и пышных клумб человек, который не живёт в этом отеле, может только за деньги. Плати 300 рублей и делай снимки! Очень похоже на стратегию Арнольда.
Но, с другой стороны, хозяин отеля действительно вложил в оформление территории много времени и денег, так что его правила не кажутся несправедливыми. Это мы здесь наскоком, пока тепло, а у него сезон короткий. Можно ли продлить его, сделав из Жемчужного жемчужину Хакасии? Пока никто не пробовал. А может, зря?
СПРАВКА
Озеро Белё состоит из двух плёсов. Площадь Большого плёса — 52 квадратных километров, максимальная глубина — 29 метров. Площадь Малого плёса — 26 квадратов, максимальная глубина — до 46 метров. Вода минерализированная. Озеро Шира имеет площадь 35 квадратных километров. Максимальная глубина — 24 метра. Вода горько-солёная, прозрачная.