Новости

Знаки страданий

Знаки страданий

Феномен стигматизма пока не раскрыт

Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы — знаки страданий Христовых. Они могут иметь вид кровавых ран (стигма — по-гречески “укол”, “рана”) на ладонях — как будто в них забивали гвозди, иногда такие же раны появляются на ступнях. Некоторые носители стигматов имеют раны на лбу, напоминающие уколы и царапины от тернового венца, другие — кровавые полосы на спине, следы бичевания.

Считается, что первым носителем стигматов был святой Франциск Ассизский. Стигматы на нем появились 14 сентября 1224 года, во время праздника Воздвижения Святого Креста. Легенда утверждает, что святому Франциску явился в видении ангел, который пятью лучами света иссек стигматы на руках и ногах подвижника.

Есть, правда, утверждение, что первое свидетельство о стигматах относится к гораздо более ранним временам — к первым годам христианства. В одном из посланий святого апостола Павла говорится, что Павел “после распятия Христа обрел раны, как и Иисус”. Слова Павла можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. Однако это единственное свидетельство из первых веков христианства — после этого около тысячи лет о появлении стигматов ничего не было слышно.

Существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале нынешнего тысячелетия. Первая из них связывает появление стигматов с обострившимися в XI—XII веках теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви католики провозгласили так называемую “доктрину Воскресения”. Теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Иисуса Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова — в воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигматов.

Другая теория объясняет распространение стигматов общей напряженностью и экспрессивностью церковного искусства той поры. В моду вошли натуралистические, полные кровавых сцен изображения страданий Христовых, весьма впечатлявшие и возбуждавшие эмоции верующих. Eще одна гипотеза предполагает, что миряне, особенно женщины, чувствовали себя исключенными из таинства претворения хлеба и вина в теле в кровь Христову. Эта обида усугублялась общим мнением о коррумпированности церкви. Появление стигматов укрепляло мирян во мнении, что Христос сам пасет свое стадо, дает верующим непосредственный контакт с Телом Христовым.

Французский врач Амбер-Гурбе в XIX веке описал около 300 случаев стигматизма, основанных на исторических записях и современных ему известиях, однако большинство его сообщений признаны сегодня недостоверными. Он был фанатичным католиком и создавал свой труд как энтузиаст, без критического подхода. По сегодняшним оценкам специалистов, за последние 800 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Большинство носителей стигматов были католиками (68 процентов), остальные — членам различных религиозных сект.

Если раньше стигматы появлялись в основном на жителях средиземноморских стран, преимущественно Италии, то сегодня среди носителей стигматов есть японцы, корейцы, по крайней мере, четыре американца, аргентинец, канадец.

Тысячи людей веруют, что стигматы — дар Божий. Есть и другое мнение — одна из теософских школ считает, что стигматы — знак сатаны. В католической церкви есть течение, которое провозглашает святым отца Пио — итальянского священника, носителя стигматов. С ним связано немало сверхъестественных случаев, включая многочисленные рассказы о способностях отца Пио к биолокации, мгновенному перемещению за тысячи километров из одной точки планеты в другую. Случаи чудесных исцелений, творимых отцом Пио, по мнению его адептов, позволяют считать его Божьим избранником.

Официальный Ватикан весьма настороженно относится к фактам появления стигматов. Обычная процедура требует, чтобы прошло некоторое время — иногда до 100 лет — со дня смерти стигматика, чтобы церковь смогла канонизировать его. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали “за” и “против”.

В 2002 году Папа Римский причислил отца Пия к лику святых. Канонизация отца Пия привела в восторг массы верующих, которые давно уже считали бородатого францисканского монаха чудотворцем за то, что во время мессы на его руках появлялись стигматы. Падре называли “живым распятием”. Он умер в 1968 году в возрасте 81 года.

Ватикан дважды занимался культом отца Пия, который возник еще при его жизни. Посланцы Папы Римского пытались разобраться, не обманывает ли монах доверчивую паству. О нем говорили, что он физически боролся с дьяволом в своей келье, и что он спал лишь два часа в сутки, а также заранее знал, в каких грехах будет исповедываться пришедший на исповедь. В итоге следствия Ватикан официально реабилитировал падре Пио. При этом врачи так и не смогли найти объяснения тому, почему у него кровоточили руки и ступни, но никогда не возникало никакой инфекции.

Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии. В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка, граничащая с ненавистью к самому себе. Скептики доказывают, что стигматы — явления психосоматического порядка, вызванные воздействием разума на тело. Пытались объяснить появление стигматов и самовнушением, и гипнозом. Так, в 1933 году вышла в свет научная работа доктора Альфреда Лехлера, в которой он описывает опыты, проведенные с австрийской девочкой с целью выяснения феномена Терезы Ньюманн. Во время сеансов гипноза Лехлер вызывал у нее все классические формы стигматов, в том числе кровавый пот, кровавые слезы, “терновый венец” и распухшее плечо от воображаемого несения креста, однако искусственно вызванные стигматы намного уступают спонтанным естественным стигматам по интенсивности, стойкости и четкости...

Отдельную группу носителей стигматов составляют те, кто объясняют происхождение своих ран контактом с инопланетянами. Один из наиболее известных сегодняшних стигматиков, итальянец Джорждо Бонджованни, в своих рассказах преподносит слушателям причудливую смесь католицизма с уфологией и объясняет, происхождение стигматов на себе встречей с инопланетянами.

Можно легко предположить, что эти особы с нестабильной психикой сами себе наносят раны, однако стигматизм на самом деле является более сложным явлением. Дело в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. И существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их не лечи, вновь и вновь появляются на теле носителя и в тех же самых местах. Несколько экспериментов, проведенных доктором Марко Марнелли (Италия) с носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные стигматы способны многократно появляться на ее руках вновь, причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест. Уже упоминавшийся отец Пио видел в трансе самого себя. Американка Этель Чапмен приобрела стигматы в виде следов от гвоздей на ладонях, будучи в больнице, где в бессознательном состоянии видела сцену собственного распятия.

Состояние транса, в который впадают стигматики, позволило сторонникам рационального мышления выдвинуть предположение о том, что стигматы (если речь не идет о случаях намеренного аутотравматизма) имеют психосоматическую природу. Но в среде простых верующих к носителям стигматов сохраняется отношение как к Божьим избранникам. К этому прибавляются многочисленные рассказы о способностях некоторых стигматиков к левитации, от ран других носителей стигматов якобы исходит чудесный аромат и т. д. Как правило, эти случаи имеют вполне объяснимую природу.

И светские, и церковные эксперты считают, что однозначно относиться к феномену стигматизма нельзя. Большинство стигматов имеют совершенно обыкновенное происхождение, но многие случаи стигматизма действительно невозможно объяснить рационально. Это очень сложный феномен, где сплелись и физические, и психосоматические, и сверхъестественные причины. Возможно, этот феномен когда-нибудь будет объясним. А пока люди верят в чудо...

Врезка, если нужна

Франциск молился в этот день с каким-то новым пылом, как в молодости, когда он ожидал чего-то очень важного. Он всегда бесконечно любил Крест Господень, начертал его на своей накидке, когда отказался от отца и мира, запечатлел его в сердце и распял себя покаянием. Но всего этого ему было недостаточно. Святой Франциск просил о том, чтобы любить и страдать, как Господь. И столь горячо он желал этого, что Господь разделил с ним, как с другом, всю Свою любовь и всю Свою скорбь: Он распял его, как Сам был распят. Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился Серафим о шести огненных крыльях. Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце поднималось как счастье от лицезрения Господа, так и скорбь от того, что он видел Его распятым. Тем временем чудесный жар наполнял его душу и проникал в тело, отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах, и голос говорил ему: “Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моих страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем”.

Крылатый Серафим исчез, ушла боль. Прошло немало времени, прежде чем святой Франциск пришел в себя и почувствовал, что его руки мокры, а из-под ребер с левой стороны груди стекает горячая струйка. Он посмотрел: это была кровь. Он попытался встать — но не удержался на ногах. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую крону. Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую. Это и были стигматы, о которых говорил Серафим. Значит, его мольбы были услышаны! Любовь превратила его в Любимого, потому что человек становится тем, кого люби

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА