Актуально
Через Арктику к звёздам
НПО “Радиосвязь” подходит к большому юбилею .
Арктика — место экстремальное. Она покоряется сильным и мужественным людям, а вот техника на морозе и ветрах сдаёт быстро. Однако комплексы, произведённые научно-производственным предприятием “Радиосвязь”, способны выдержать самые суровые испытания. И даже в высоких широтах не подводят полярников. В этом убедились участники арктической экспедиции “Умка-2021”. На предприятие они направили благодарственное письмо, в котором отметили: продукция красноярского завода надёжно обеспечивает безопасность Родины.
Суровый период
В этом августе научно-производственному предприятию “Радиосвязь” исполняется 80 лет. Его история началась в самый страшный для нашей родины период, когда под угрозой было само существование страны. 15 августа 1941 года в Красноярск из Ленинграда прибыл эшелон с людьми и оборудованием союзного завода № 327 и НИИ № 9. А 16 августа был объявлен первый приказ по разгрузке. Эта дата и стала днём рождения завода.
— Наше предприятие бережно хранит все документы и воспоминания военных лет, — рассказывает генеральный директор АО “НПП “Радиосвязь”, доктор технических наук Ринат Галеев. — Это был очень суровый период, самый непростой для наших сотрудников.
После войны предприятие стало не только ведущим производителем средств связи для армии, но и центром научной мысли. Здесь выпускались уникальные для своего времени комплексы. А затем наступила перестройка. “Второй суровый и неприятный период” — так называет это время генеральный директор.
— Мы смогли удержаться благодаря патриотизму сотрудников и дальновидности нашего директора, — вспоминает Ринат Гайсеевич. — Тогда предприятием руководил Геннадий Маркович Рагзин: человек высочайшего интеллекта. Даже в тот период мы продолжали разрабатывать продукцию. Да, не было денег на железо, но на бумагу были! И мы на голом энтузиазме не только выстояли, но и создали очень хороший задел, на базе которого стали развиваться в XXI веке.
Махнем на Марс
Рассказывать в подробностях о той продукции предприятия, что выпускается по заказу Министерства обороны, нельзя. Военная тайна! Если в общих чертах, то это производство техники, которая обеспечивает связь. Впрочем, немалая часть продукции НПП “Радиосвязь” имеет гражданское назначение. Ведь средства коммуникации — востребованный продукт.
— Мы сейчас производим все самые передовые комплексы связи: спутниковой, тропосферной, навигационной, — делится Ринат Галеев. — Так, запустили в серию тропосферные станции “Гроза”: опытный образец был установлен в Горном Алтае, на Семинском перевале. Работает великолепно. Местные власти планируют покрыть такой системой связи большую территорию, включая посёлки, в которых живёт пара десятков человек.
Арктику, как и горы Алтая, завод тоже покорил. Может, теперь на очереди глубокий космос? Во всяком случае, на вопрос: если встанет задача установить связь, например, с Марсом, генеральный директор отвечает: “Ну и какие проблемы? Будем заниматься разработкой. У нас сегодня маленькая станция работает на расстояние 40 тысяч километров, когда спутник находится в апогее. Так что мы готовы ко всему”.
Буду генеральным
Уверенность Рината Галеева кому-то может показаться бравадой. И зря. Генеральный знает возможности своего коллектива — уникальные специалисты способны на многое. Кстати, средний возраст работников — 39 лет. Самое продуктивное время для конструкторов, инженеров, рабочих, большинство из которых, можно сказать, “выросло” на предприятии.
— Мы кадры готовим сами, у нас большое количество кафедр в вузах города, курсовые, дипломные проекты выполняются и защищаются на территории предприятия, — отмечает Ринат Гайсеевич.
А вот Александр Фролов, начальник участка цеха № 3, пришёл сюда из техникума. Любил парень своими руками что-то изготавливать, активно участвовал в конкурсах профмастерства. Во время заводской практики на “Радиосвязи” наставник, который заметил талант и старание парня, задал ему вопрос: “Хочешь у нас работать?”
— Я сказал, что хочу, и он предложил мне поговорить с “нормальным человеком”, — продолжает Александр. — Привёл к Галееву. Я тогда не знал, что это генеральный директор. Ринат Гайсеевич спросил: какие у меня планы. Говорю: сейчас домой, поем и спать. А он: не на этот вечер, а на жизнь. Я ответил: хочу быть генеральным директором завода. И меня позвали сюда работать.
Тут вспоминается известная фраза Суворова: “Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом”. Очень подходит к данной ситуации… Планы у Александра Фролова, кстати, не поменялись. Чтобы их осуществить, он сейчас получает высшее образование: без отрыва от производства учится в магистратуре. А завод поддерживает.
Озоном по вирусам
Конечно, говоря о новейшей истории завода, нельзя не затронуть тему пандемии. Внезапный локдаун подкосил всех производственников. Но НПП “Радиосвязь” всё же предприятие полного цикла, а потому практически не зависит от смежников. Сами разрабатывают, сами же и выпускают продукцию.
— Если у нас появляется какая-то проблема с поставками комплектующих, специалисты тут же пытаются найти новое техническое решение, — отмечает Ринат Галеев. — Ищут варианты замены либо полного исключения недостающих материалов. Это очень помогло во время локдауна, хотя, стоит признать, вопросы всё равно остаются. Нельзя сказать, что нам сладко в этом мире жить. Но всё же легче, чем тем предприятиям, которые полностью зависят от смежников или иных структур.
Естественно, такой уникальный коллектив необходимо беречь. И берегут. Причём тоже применяя собственные технические навыки. Предприятие разработало и выпустило озонаторы, которые расставили по всем подразделениям. Большие помещения обрабатывают мощными установками, а в малых используют бытовые приборы, на которые уже получили сертификат. Эти устройства вырабатывают озон, выжигающий в воздухе все органические вещества, включая микробы и вирусы. А ещё раз- работка устраняет любые запахи, поэтому может использоваться как освежитель воздуха. Для человека концентрация озона, вырабатываемая прибором, безопасна, а для возбудителей болезней — смертельна.
— Это изобретение давно известно, но основанные на нём приборы всегда были очень дорогими, поэтому широко не применялись, — рассказывает Ринат Гайсеевич. — Мы постарались сделать доступное по цене изделие, и у нас это получилось. Сейчас к нам на предприятие люди обращаются, покупают. А как получим медицинский сертификат, сможем поставлять озонаторы в социальные учреждения, рекомендовать для использования в различных заведениях.
Только свое
Если продолжать тему заботы о коллективе, нельзя не упомянуть тему… молочной продукции.
— Мы по закону должны часть работников обеспечить молоком, — рассказывает генеральный директор. — И чтобы быть уверенным в качестве продукта, заключили прямой договор с производителем, а переработку организовали самостоятельно на территории предприятия. Это же завод! Так “Радиосвязь” стала выпускать для собственных нужд молоко, сметану, сливки, масло, кефир, фету, сыр. Всё своё, натуральное. Между прочим, это оказалось очень выгодно: магазинное молоко в два раза дороже, чем то, что произвели сами.
О качестве и пользе и говорить нечего. Кстати, за тем, чтобы все права работников предприятия соблюдались, строго следит профсоюз. Эта организация на “Радиосвязи” вовсе не дань формализму. Её членами являются более 90 процентов сотрудников завода, и каждый из них знает, что его права защищены.
— Где есть профсоюз, там есть коллективный договор, а в его основе лежит Трудовой кодекс, — поясняет председатель первичной профсоюзной организации НПП “Радио- связь” Юлия Улатова. — Но, кроме обязательных пунктов, у нас в договоре предусмотрены дополнительные социальные гарантии: льготы, компенсации, матпомощь, путёвки, бассейн, велопрокат. А ещё у нас есть раздел по работе с молодёжью. Мы ребят максимально поддерживаем, даём им возможность заниматься и творчеством, и спортом. Не случайно люди к нам и после армии, и после декрета охотно возвращаются.
К 80-летию завода для сотрудников тоже приготовили немало сюрпризов. Один из них — мороженое собственного производства. Такое же, как в детстве, полностью натуральное. Очень качественное, как и вся продукция предприятия. Другого здесь просто не делают.