Общество

Потом Мишу заберёт папа

ИК-22 — единственная женская колония в Красноярске. Восемь лет назад на территории исправительного учреждения был создан Дом ребёнка, а ещё через некоторое время открыто общежитие, в котором осуждённые женщины проживают вместе со своими детьми. Сейчас наказание в ИК-22 отбывают 762 женщины, рядом или вместе с мамами живут более двадцати малышей. Нам удалось побывать в этой колонии — мы стали участниками дня открытых дверей.

Потом Мишу заберёт папа

ИК-22 — единственная женская колония в Красноярске. Восемь лет назад на территории исправительного учреждения был создан Дом ребёнка, а ещё через некоторое время открыто общежитие, в котором осуждённые женщины проживают вместе со своими детьми. Сейчас наказание в ИК-22 отбывают 762 женщины, рядом или вместе с мамами живут более двадцати малышей. Нам удалось побывать в этой колонии — мы стали участниками дня открытых дверей.

На это мероприятие пригласили журналистов, родственников осуждённых, студентов юридического факультета, представителей духовенства, членов Общественного совета при ГУФСИН и Общественной наблюдательной комиссии. Первое удивление экскурсантов, ранее не бывавших здесь, — знакомство с начальником колонии. Учреждением руководит майор Евгения Потылицина.

— Если бы встретились в других обстоятельствах, никогда бы не решила, что вы начальник колонии, — отмечает одна из участниц мероприятия. — Такая молодая и такая милая.

Территория колонии — образец чистоты. Во всех помещениях, на улице ни следа грязи или пыли и ничего лишнего — аскетизм во всем. Все цвета преимущественно приглушённо-серые, форма осуждённых тёмно-зелёная. Запомнившиеся яркие пятна — детские игровые площадки, цветные кружки в столовой и зелень на необычных грядках.

— Большая часть наших осуждённых отбывают наказание за повторные преступления, статьи и сроки разные, — рассказывает Евгения Викторовна. — Есть и 228-я, и 105-я. (Статья 228 УК РФ “Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства”, статья 105 “Убийство”. — Прим. автора). Восемьдесят процентов отбывающих наказание работают.

На швейном производстве заняты более 500 женщин. Именно с фабрики начинается наш обзор. Закройный цех, три швейных: осуждённые шьют форму для сотрудников ГУФСИН, МВД, министерства обороны и для отбывающих наказание.

— Сейчас мы выполняем заказ Росгвардии, — говорит начальник ИК-22. — Вообще на территории учреждения есть магазин и ателье, купить нашу продукцию может любой желающий. Все работницы фабрики прошли обучение. К слову, на территории колонии есть школа и филиал ПТУ.

На выбор одиннадцать профессий, в том числе парикмахер и ландшафтный дизайнер. Получить образование могут все желающие, ведь в колонии отбывают наказание и те, кто на свободе не доучился в школе, её можно окончить здесь, было бы желание.

— В 7.30 вывод на работу, в 16.15 съём, некоторые виды деятельности подразумевают ночные смены, — рассказывает Евгения Викторовна. — Трудовой стаж обязательно засчитывается, оплата труда сдельная. Есть определённая норма выработки на бригаду, также учитывается индивидуальный вклад каждой швеи.

Не менее 25 процентов заработка переводится на личный счёт осуждённой, остальное идёт на погашение исковых задолженностей, оплату питания и услуг ЖКХ. Два раза в месяц женщины могут совершать покупки в магазине, находящемся на территории учреждения. К слову, среди прочего в нём продаются товары, произведённые на территории колонии — например, хлебобулочные изделия, свежая зелень. Цены на такие товары ниже среднерыночных — так, свежий зелёный салат стоит 25 рублей.

— Мы полностью обеспечиваем себя картофелем, свининой, яйцом, — перечисляет начальник колонии. — Сами выпекаем хлебобулочные изделия.

Родственников осуждённых, которые приехали в колонию, беспокоят бытовые условия: есть ли в медсанчасти материалы для пломб, почему убрали таксофоны, тёплый ли пол в спальных комнатах? И, конечно, больше всего они переживают, смогут ли сегодня увидеть своих близких.

— Цех большой, форма у всех одинаковая, не вижу её, — аккуратно одетая женщина пытается найти свою племянницу. — Знаю, что она вырезает какие-то детали, она мне это рассказывала. Я ведь из близких у неё одна осталась. Мать её тоже непутёвая была, пила много, умерла не так давно. Я племянницу не воспитывала, у меня свои дети: сын и дочь — успешные, благополучные. А племянницу её знакомый подставил, шесть лет дали за наркотики…

После швейной фабрики проходим к дому ребёнка. Рядом — общежитие, в котором вместе с малышами проживают 15 осуждённых матерей. Это те женщины, которые положительно зарекомендовали себя, и те, чьим детям требуется особый уход.

Малыши играют на уличной площадке — она похожа на территорию обычного детского сада, только со всех сторон здания и забор. Вместе с мамами дети могут находиться до того, как им исполнится три года. Если к этому времени женщине остаётся сидеть меньше года, ребёнка оставляют с ней. В других случаях передают родственникам или в детский дом. Но, как отмечают сотрудники колонии, случаи, когда ребёнок отправляется в казённое учреждение, редки. Обычно детей забирают папы или бабушки.

— Миша, вот твой папа, — одна из осуждённых подталкивает надувшегося малыша. Второго ребёнка, маленькую девочку, она держит на руках. — Так всегда: сначала стесняется, потом от папы не отведёшь.

Двоих детей Мария родила, когда уже была в колонии: Мише полтора года, Алевтине пять месяцев. В числе участников дня открытых дверей их отец — так совпало, что сегодня его день рождения.

— Это может с каждым случится, — комментирует мама малышей своё пребывание в колонии. — У нас свои комнаты, хороший быт, хорошие воспитатели и нянечки. Муж на свиданки приезжает: раз в три месяца на длительные, раз в два месяца на краткосрочную в бар, раз в два месяца говорим с ним по телефону. Здесь легко, так же как дома: пришёл с работы, ребёнка забрал, утром, как в садик, отвёл.

Когда Мише исполнится три года, его заберёт папа, потому что мамин срок ещё не подойдёт к завершению…

В прошлом году в колонии построили новый корпус, в нём размещены общежития для осуждённых, столовая, клуб, библиотека. В подвале здания — участок с гидропонной установкой для выращивания зелени и овощей. Здесь поддерживается постоянная температура и влажность, работает автоматический полив, создана особая система освещения. От семечка до ростка огурца высотой 10—15 сантиметров всего десять дней…

В новом корпусе живут 400 женщин, на этаже около двадцати спальных помещений, каждое рассчитано на четыре — шесть человек. В комнатах аккуратно заправленные двухъярусные кровати, тумбы, столы и табуреты. Никаких личных вещей на открытых поверхностях, ни одной лишней детали. В каждой спальне установлены видеокамеры, дежурный в режиме онлайн видит, что происходит в помещениях. Также на каждом этаже душевые комнаты, санузлы, комнаты личной гигиены.

Согласно приказу, посещение банно-прачечного комбината предусмотрено два раза в неделю, но мы идём на улучшение условий, душевые рядом со спальными помещениями на каждом этаже.

Юрий Семенюк, начальник отдела воспитательной работы с осуждёнными ГУФСИН по Красноярскому краю

В помещении воспитательной работы стоит большой плоский телевизор, в комнате приёма пищи — холодильники, микроволновки, термопоты. Ими осуждённые могут пользоваться в свободное время. “Да, здесь круто”, — прокомментировал визит в общежитие один из студентов.

В столовой такая же идеальная чистота, как и в других помещениях. Поварами на кухне также работают осуждённые — у всех есть соответствующее образование и санитарные книжки, отмечают сотрудники колонии. На мониторе над линией раздачи меняются варианты сегодняшнего меню — всего их восемь. Ассортимент блюд зависит от диеты — например, для беременных и кормящих женщин своё меню. Варианты блюд: рассольник, гороховый суп, котлеты, азу, тушёные овощи, свинина… Кому-то помимо компота полагается стакан молока.

В столовой установлен электронный терминал. Здесь осуждённые могут узнать личную информацию — о своих нарушениях, поощрениях, остатке на лицевом счёте, а также посмотреть информацию Пенсионного фонда, службы занятости, учебных заведений.

...Самым долгожданным моментом для родственников осуждённых стала встреча со своими близкими. В клубе колонии показали концерт самодеятельности, накрыли столы для чаепития. Отмечу, что слова шлягеров шансона в исполнении осуждённых звучат по-особому. Во время встречи было разное: объятия и слёзы, слова прощения и спокойные беседы. Видно, что для многих такие свидания уже просто обыденность

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА