Новости

Философия “Здоровья”

Философия “Здоровья”

О том, какие еще изменения произошли в муниципальном здравоохранении, читайте на страницах газеты “Городские новости” в цикле материалов, посвященным итогам реализации национального проекта.

Начальник главного управления здравоохранения администрации Красноярска Виктор Шевченко, рассуждая о ходе национального проекта, проводит параллель с одним из законов диалектики.

— Государство качественно выполнило свои задачи, выделив из бюджета страны большие деньги на усовершенствование системы здравоохранения. Субъекты Федерации, муниципальные образования сегодня находятся в стадии количественного выполнения задач, которые сформированы национальным проектом. Мы повышаем заработную плату врачам, укомплектовываем медицинские учреждения специалистами, осваиваем новое оборудование… Впоследствии это должно существенно улучшить качество предоставляемых услуг. Таким образом количество и перейдет в качество, — говорит Виктор Васильевич.

По его словам, в городе постепенно создается структура здравоохранения, которая полностью будет отвечать чаяниям людей. То есть пациент сможет получить медицинскую помощь бесплатно, без очереди, качественно.

Город ждал…

Сам собой напрашивается вопрос: что же будет служить критериями качества? Эффективность системы здравоохранения определяет, прежде всего, оценка работы первичного звена. Станций “скорой помощи”, поликлиник, амбулаторий — тех учреждений, куда обращается подавляющее число пациентов. Именно на этом уровне должны обеспечиваться равные стандарты и равные возможности получения квалифицированной медицинской помощи для всех жителей, независимо от места их проживания. Ведь подчас от того, насколько быстро приезжает карета “скорой помощи”, зависит жизнь человека. Традиционно в этом вопросе большие полномочия возлагаются на местное самоуправление. Но решить эту задачу за счет собственных средств муниципалитеты не в состоянии.

— Нас всегда учили, что главные компоненты в структуре здравоохранения — это “скорая помощь” и поликлиника. Именно там “формируется” пациент. И если на этом уровне человеку вовремя оказать квалифицированную помощь, ему удастся вылечиться, избежав негативных последствий, а иногда и попросту выжить. Но провозглашенные принципы были лишь словами. На деле же мы сталкивались с тем, что финансирование учреждений первичного звена шло по остаточному принципу, — констатирует Виктор Шевченко и подкрепляет свои слова иллюстрациями. — Когда в 1997 году я побывал на одной из подстанций “скорой помощи”, был неприятно поражен увиденным. Комната в 30 “квадратов”, уставленная койками, обшарпанные стены и потолки, единственный санузел… И здесь вынуждены были пребывать люди, которые ежедневно борются за наши жизни!

Действительно, десять лет назад поликлиники, женские консультации и станции “скорой помощи” в Красноярске находились в плачевном состоянии. Дело в том, что деньги в основном уходили на содержание крупных больниц. Было решено исправлять сложившуюся ситуацию, и в 1998 году мэрией была разработана концепция развития здравоохранения. В ее основу была заложена коренная реконструкция первичного звена. Она включала в себя объединение родильных домов и женских консультаций, создание современных диагностических центров, капитальный ремонт поликлиник и множество других мер.

Таким образом, в городе уже была “подготовлена почва” для осуществления общенациональных задач. Не хватало лишь финансовых вливаний, которые и обеспечила Федерация. За первый же год реализации проекта “Здоровье” город получил медицинского оборудования на сумму, равную той, что была потрачена на оснащение поликлиник в течение 10 лет. По мнению Виктора Васильевича, то, что национальный проект выстроен в той же логике, что и начинания, которые реализовывались в городе несколько лет назад, обеспечило Красноярску успех.

— В 1998 году мы сделали выбор и переориентировали финансовые потоки и административный ресурс на амбулаторно-поликлиническое звено. Однако такого яркого эффекта за все эти годы не было только потому, что не было столь мощной финансовой поддержки.

Успех и поиск компромиссов

С началом национального проекта удалось достичь многого. Сегодня первичное звено практически полностью обеспечено необходимым оборудованием, приобретен парк санитарного транспорта. Увеличились зарплаты врачей и медсестер, и как следствие — улучшилась комплектация медучреждений специалистами. Благодаря уже наработанному опыту успешно выполняются планы по иммунизации и дополнительной диспансеризации населения. В городе ремонтируются, строятся и вводятся в эксплуатацию объекты системы здравоохранения. Казалось бы, никаких трудностей, однако…

— Сегодня помимо восторга, который испытываешь невольно, оценивая масштаб проекта, испытываешь еще и некоторую тревогу. Начинаешь думать — как это все “подстроить” под уже существующую систему здравоохранения города. Приходится искать новые решения, зачастую идти на компромисс с Федерацией, — говорит Виктор Шевченко.

Национальный проект по многим показателям универсален. И потому особенно важно сопоставить его с нуждами и возможностями каждого отдельно взятого муниципального образования. Вот один из примеров. В рамках нацпроекта муниципалитетам поставляются диагностические лаборатории, рассчитанные на поликлинику средней мощности, которая сложилась в целом по стране. Для города, где проживает 100 тысяч человек, одной такой лаборатории вполне достаточно, а потребностям Красноярска она не соответствовала. Было принято решение отказаться от поставки этого оборудования. При этом с Федерацией удалось договориться, чтоб на эту сумму были закуплены аппараты УЗИ, рентгена. Впоследствии за собственные средства город приобрел лабораторию, но уже более мощную, производительность которой рассчитана на десятки тысяч анализов.

— Мы должны твердо уяснить, что финансировать нужно не расходы медицинского учреждения, которые складываются по факту его деятельности, а расходы, связанные с оказанием медицинской помощи людям. То есть можно было закупить несколько недорогих маломощных лабораторий, установить их в каждой поликлинике. Но тогда нам не хватило бы средств на другое не менее важное оборудование. А наша задача — обеспечить пациенту полный спектр бесплатных медицинских услуг, — рассказывает Василий Викторович. — Для этого не обязательно каждой поликлинике иметь все аппараты для обследования. Более того, мировой опыт в принципе исключает такую ситуацию. Мне приходилось бывать в одной из самых дорогих клиник Вашингтона, и там не было, например, эндоскопа. При этом главный врач объяснил, что аппарат им попросту не нужен. Делать два исследования в день и при этом обеспечивать стерильность и безопасность — слишком накладно. Поэтому их пациенты проходят эндоскопию в диагностическом центре, с которым клиника заключила договор. Мы также исходим из того, что ряд технологий логично централизовать. И Федерация нас в этом поддерживает. Многие субъекты принялись критиковать нацпроект, мы же попытались “вписать” его в действующую систему здравоохранения.

Немаловажно, что лично мэр Красноярска Петр Пимашков следит за реализацией нацпроекта “Здоровье”. В городе даже был создан специальный штаб, который курирует основные вопросы, помогает решать возникающие проблемы. Например, весной, когда бюджет города был уже расписан, выяснилось, что в краевой центр должно прийти новое оборудование, на установку которого требовалось свыше 8 миллионов. Благодаря активному участию мэра деньги были выделены.

Внимая президенту

Одним из самых удачных начинаний нацпроекта можно считать реформу в области охраны материнства и детства. Для органов здравоохранения она всегда была приоритетной. Причина проста и логична. Гораздо проще потратиться на то, чтобы ребенок родился здоровым, нежели, сэкономив на начальном этапе, всю жизнь его реабилитировать. Однако долгое время состояние родильных домов и женских консультаций находилось за чертой бедности. Нацпроект многое изменил.

Объединение родильных домов и женских консультаций, внедрение родовых сертификатов стало колоссальной поддержкой для данной области здравоохранения.

— Преимущества налицо. Если пациентку вовремя поставили на учет, вовремя обследовали, и она родила здорового ребенка, учреждение, которое занималось ею, получает деньги, — рассказывает Виктор Васильевич. — Таким образом, это явилось своего рода стимулом для успешной работы учреждений.

Однако сегодня есть смысл рассуждать о том, что не только здравоохранение озадачено вопросами материнства и детства. Президент страны Владимир Путин подписал указ, согласно которому показатели материнской и младенческой смертности обозначены как критерии оценки деятельности субъектов Федерации.

— Стоит отметить, что во всем мире эти показатели являются оценкой не только системы здравоохранения, но и в целом социальной политики государства в отношении собственного народа. Указ президента станет хорошим стимулом для наведения порядка в этих вопросах. Ведь на демографическую ситуацию в стране влияют многие системы, в том числе — законодательная власть.

Объединение городских и общенациональных усилий в совокупности с указаниями президента дали положительный результат. В прошлом году в Красноярске впервые за всю историю города не было зафиксировано ни одного случая материнской смерти и зарегистрирован самый низкий показатель младенческой смертности.

О том, как реализация национального проекта “Здоровья” повлияла на демографическую ситуацию в Красноярске, и о том, какие еще возможности дает родовой сертификат, мы расскажем в следующем материале.

“Здоровье” в цифрах

Реализация национального проекта в Красноярске в 2007 году

Кадровый состав

Повысилась укомплектованность:

участковыми терапевтами — с 79,8% до 88%,

участковыми педиатрами — с 93,6% до 94,8%,

Диспансеризация

План дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы — 42603 человека. По состоянию на 05.09.2007 осмотрено 49,2% от годового плана.

Углубленным медицинским осмотрам подлежит 13610 человек, осмотрено 59,9% от годового плана.

Иммунизация

Вакцинации подлежат люди трудоспособного возраста, которых необходимо прививать по месту работы или учебы. Всего — 598 657 человек.

Оборудование

Получено: 3 маммографа (из 4 запланированных), 3 проявочных машины для маммографии, 6 рентгеноаппаратов на 2 рабочих места, 5 рентгеноаппаратов на 3 рабочих места, 7 проявочных машин для рентгеноаппаратов, 13 аппаратов УЗИ (из 14 по плану).

Кроме того, 11 автомобилей санитарного автотранспорта (из 53).

В 2007 году в Красноярске будут введены в эксплуатацию:

— центр охраны материнства и детства МУЗ “Родильный дом © 4”;

— правобережный травматологический пункт МУЗ “Городская клиническая больница © 7”;

— подстанция “скорой помощи” Советского района.

Общий объем инвестиций составляет около 200 млн рублей

После капитального ремонта откроются:

— хирургический корпус МУЗ “Городская клиническая больница © 20 им. И. С.Берзона”;

— инфекционный корпус МУЗ “Городская клиническая больница © 5” по ул. Западной;

— филиал © 2 МУЗ “Городская поликлиника © 7” по ул. Северо-Енисейской;

— травматологическое отделение МУЗ “Городская клиническая больница © 7”;

— отделение сосудистой хирургии МУЗ “Городская клиническая больница © 6 им. Н. С. Карповича”.

Общий объем инвестиций превышает 170 млн рублей.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА