Новости

Гонять и ловить!

Гонять и ловить!

Самая малочисленная и самая эффективная служба

История сыска в России имеет глубокие корни. В Указе Сената от 1711 года “О беспрепятственном розыске, преследовании сыщиками воров, разбойников и их сообщников” говорилось о том, что должны “сыскари воров и разбойников гонять и ловить”, а губернаторы, “дабы всемерно воровство искоренялось”, обязаны были оказывать таким розыскникам всяческое содействие.

В то далекое время, в начале XVIII века, система сыска придерживалась такой традиции: при расследовании дела использовались два метода: “язычная молка” (опрос свидетелей и анализ слухов) и поиск “воровской рухляди” (вещественных доказательств”.

Дальнейшее свое развитие система уголовного розыска получила в 1866 году, когда император Александр II получил от петербургского обер-полицмейстера Ф. Ф. Трепова записку, в которой тот предложил учредить сыскную полицию. Благодаря этой подсказке в Петербурге было создано сыскное отделение полиции, работа которой строилась на использовании негласных методов. Здесь состояло в штате 22 оперативных работника (население столицы насчитывало 517 тысяч человек). 6 июля 1908 года царем был издан Закон “Об организации сыскной части”. Согласно ему в составе полицейских управлений губернских и других крупных городов создавались “сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общественного характера”. Каждое состояло из четырех структурных подразделений-столов: личного задержания, розысков, наблюдения, справочного регистрационного бюро.

25 октября (8 ноября) 1917 года на основании декрета 2-го Всероссийского съезда Советов при ВЦИК создается Совет Народных Комиссаров РСФСР, объединивший и возглавивший 13 комиссариатов, в том числе и внутренних дел.

В Енисейской губернии формирование уголовного розыска (сыскных отделений) началось уже в феврале 1917 года в Красноярске и Канске, позже — в других городах. В конце 1917 года в Красноярске сыскное отделение было реорганизовано в инспекцию уголовного розыска. Юридически система сформирована 5 октября 1918-го, когда было создано Центральное управление уголовного розыска. Этот день без малого 90 лет сотрудники угро отмечают как свой профессиональный праздник.

Деятельность современных оперативников по своей сути остается прежней — основные направления практически не изменились. И по каждому ежедневно ведется напряженная работа.

— Вот, например, оперативно-сыскной отдел, ОСО, — рассказывает начальник оперативно-розыскной части уголовного розыска УВД г. Красноярска подполковник милиции Юрий Кинцель. — Это самое старое подразделение в России, одна из задач которого — раскрытие карманных краж. Преступники этим занимаются испокон веку, а сыщики выслеживают их на рынках, в магазинах, в транспорте. Работа каждодневная. Недавно наши сотрудники задержали карманника-легенду, вора по кличке Миллион (она говорит сама за себя). Миллион в миру — Владимир Худоногов, 1936 года рождения. Авторитет всероссийского масштаба, общий стаж за решеткой — 50 лет. В последний раз он попался на краже сотового телефона в Центральном районе Красноярска.

Мобильники — головная боль не только ОСО, но и отдела по борьбе с разбойными нападениями, грабежами и кражами. Сотовые телефоны пользуются у преступников огромной популярностью, и это понятно: легко взять — легко сбыть. Раньше, все помнят, на улицах в основном срывали шапки у прохожих. Как рассказывает Юрий Юрьевич, по этой части в основном промышляют наркоманы. Преступнику, в общем-то, без разницы, на женщину напасть, на ребенка или на мужчину, ему важно понять, что жертва не сможет оказать серьезного сопротивления, вот он и ведет ее некоторое время по городу. Благодаря же оперативным действиям милиции грабителей, разбойников удается задерживать.

Вот, например, 8 сентября на улице Чайковского неизвестный совершил разбойное нападение на девушку, позарившись, опять-таки, на ее сотовый телефон, который он и отнял у потерпевшей под угрозой ножа. Удалось установить, что нападавший — молодой человек 1982 года рождения, ранее не судимый, проживает в Канске. В ходе работы с ним выявили еще два разбоя на Красрабе и пять грабежей в Свердловском районе. Сейчас молодой человек находится под стражей и ожидает суда. Парень приезжал из Канска, совершал преступление и снова возвращался в родной город. С гастролерами, говорит Юрий Кинцель, работать вообще тяжелее, но это уже тема для отдельного разговора.

Особо можно говорить о деятельности подразделения по розыску преступников (то есть лиц, скрывающихся от органов предварительного следствия). Здесь масса примеров. Многие красноярцы наверняка помнят нашумевший случай, когда на улице Ломоносова в кафе было совершено особо тяжкое преступление — убиты семь человек. Так вот один жулик скрывался целых 13 лет, вплоть до нынешнего года. И все это время он находился в розыске. Менялись люди, руководство, но работа не прекращалась, беглец всегда был на контроле. Разыскивать человека перестанут только тогда, когда уголовное дело закроют за давностью лет.

Еще одно важнейшее направление работы — раскрытие тяжких преступлений против личности, то есть убийств, изнасилований, нанесения тяжких телесных повреждений. 14 сентября на Говорова был обнаружен труп мужчины.

— Я сам выезжал на место, — рассказывает Юрий Кинцель. — Вместо лица у человека — сплошное желе, национальность даже не могли определить. В итоге опознали мужчину по системе “Папилон”, он попадал в поле зрения как правонарушитель. В течение суток преступление было раскрыто, задержаны виновные — четверо из того же района. Позарились они на кошелек и сотовый телефон, но денег было немного, и тут молодые люди заметили у жертвы золотую челюсть… В общем, вырывали ее еще у живого. Это я к тому, что сотрудникам угро во все времена приходится иметь дело со всякой мразью. В отличие, скажем, от работников ОБЭП, которые прежде работали с “колбасниками”, а теперь — с “белыми воротничками”. В нашей же службе мало что меняется.

Вообще, человеку стороннему трудно даже представить объем работы по каждому преступлению. Тем более — по серийному. Вот показательный пример. В конце прошлого — начале этого года на стыке Ленинского и Кировского районов действовал неизвестный преступник, который срывал с женщин золотые серьги в виде крупных шаров и лепестков. Именно срывал, а не снимал. В итоге его поймали, мужчина признался в 50 эпизодах. Всего одна строчка. А сколько кроется за ней? Раскрытие заняло больше месяца. Проведена была колоссальная аналитическая работа: сотрудники рисовали схемы, вычисляли, где преступление может быть совершено в следующий раз. Составляли “собирательный образ” нападавшего: одна женщина запомнила шапку, другая — осанку. Навещали скупщиков золота, ломбарды, ювелирные мастерские — ведь трудно сбыть 50 пар одинаковых украшений. Доходило до того, что милиционеры фактически перекрывали улицы Вавилова, Красраб, едва ли не каждую женщину с золотыми шарами в ушах сопровождали до дома.

В результате совместных усилий мужчину задержали на остановке “Художественная галерея”. Он начал давать признательные показания. Всего одна строчка…

Оперативникам приходится непросто: преступность изменила свое лицо, стала более жестокой, хорошо вооруженной, прекрасно обеспечена технически. Появились за последние 15 лет новые виды преступлений — теракты, похищения людей, заказные убийства. А сыщики продолжают свою работу. На их долю приходится 70 процентов раскрытых преступлений, при этом уголовный розыск — одна из самых малочисленных милицейских служб по количеству личного состава.


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА