Новости

Рассветы за баранкой

Рассветы за баранкой

Иван Архипович Томащук, опытнейший сотрудник КПОПАТ © 7, родом с Украины. В далекий от родительского дома Красноярск его закинула срочная служба в рядах Советской Армии. Шел 1956 год. Еще в свою гражданскую бытность Иван успешно закончил школу механизации. А уже будучи солдатом, попал Томащук в школу автотранспортной эксплуатации, где даже с самолетами успел поработать.

— В 58-м году начали активно расформировывать воинские части, — вспоминает Иван Архипович свою молодость, крутя штурвал старенького автобуса ЛиАЗ маршрута © 57. — Нашего командира направили руководить автотранспортным хозяйством — АТХ, было такое предприятие. Он стал набирать к себе проверенных бойцов: знакомое дело, неплохая зарплата, общежитие. Так я и попал сразу после демобилизации в шоферы.

Родители Томащука, мягко говоря, очень удивились решению сына остаться в Сибири. Мать так вообще плакала первое время. Благо сын успокоил.

— Когда в первый раз в отпуск приехал, говорю ей: “Еще немного поработаю там, опыта наберусь и обязательно вернусь”, — рассказывает ветеран автотранспортной отрасли. — Во время второго отпуска — то же самое. А потом женился здесь, дети родились, год за годом — прикипел в Красноярске капитально, корни пустил.

Дела у новоявленного красноярца, надо отметить, в то время шли в гору. Старательный, ведущий здоровый образ жизни шофер быстро стал одним из ведущих работников. Его предприятие в конце 50-х — начале 60-х годов, когда автобусного сообщения на правобережье практически не было, специализировалось на грузовых перевозках. Потом уже появился первый общественный транспорт. А вскоре между двумя главными проспектами обоих берегов Енисея — им. газеты “Красноярский рабочий” и Мира — стал курсировать автопоезд.

Вот выдержки из прессы краевого центра, датированные началом 1966 года: “Этот автопоезд — пока единственный в городе, и приписан он к автотранспортной конторе © 2. Но уже в текущем году их будет несколько десятков. Коллектив рабочих и инженерно-технических работников Красноярского авторемонтного завода © 1 приступил к массовому выпуску новинки…

…А доверили первый автопоезд лучшему водителю автотранспортной конторы © 2 шоферу первого класса Ивану Архиповичу Томащуку.

— Хорошая машина, — говорит он. — Сейчас за один рейс берем сто пассажиров вместо шестидесяти, как это было раньше”.

— По тем временам это действительно был прорыв, — со смехом вспоминает былое Иван Архипович. — Прицепы делали из списанных автобусов. Кондуктор сновал из одного вагона в другой, потом по два кондуктора стали на рейс сажать. Вот здесь — слева под рулем у меня были рычаги, которыми я открывал и закрывал пристяжной вагон. Идею же подкинул, кажется, заместитель начальника производственно-технического отдела краевого управления автотранспорта Голянд, был такой. Он даже в Москву и Волгоград ездил специально, чтобы тамошний опыт изучить. Так вот у нас стали лучше делать: там-то вообще из грузовых прицепов делали вагоны.

После автопоездов пошли потоком автобусы ЗиЛ. Затем ЛиАЗы. На своем нынешнем “подопечном” 72-летний шофер с полувековым стажем выходит в рейсы уже более 20 лет.

— Знаю его до последнего винтика, — поглаживает тряпицей руль ветеран Томащук. — Весь уже перебрал своими руками. Никуда не спешу, езжу спокойно на нем.

К слову, никуда не спешащий водитель автобуса в наши суетливые дни — явление заповедное. В погоне за прибылью коммерческому общественному транспорту впору уже регистрировать собственную гоночную серию.

— Подрезают, летят, ругаются, — говорит Иван Архипович, за всю свою жизнь не попавший ни в одну серьезную аварию. — Не так давно подрезала меня маршрутка и оторвала зеркало заднего вида. Это, кстати, и легковых машин касается: культура вождения выветрилась напрочь. Раньше требования были выше. Очень высокие. Отучишься сначала, а потом тебя не меньше, чем на полгода на стажировку направляют. И только потом уже шоферами становились.

Но если становились, то, как правило, навсегда. Иван Томащук уже более 15 лет пенсионер. Однако своего дела не бросает.

— Если бы не любил профессию, столько лет бы не проработал, — признается он. — На пути следования каждую колдобинку знаю. Здороваюсь с ними про себя. Особенно нравится утро. Я выезжаю в 5 утра. Когда первый рейс делаешь, город еще спит. А потом, уже часов с шести, начинает жизнь пробуждаться: хлебовозки едут, подметальные машины. Потом люди, смотрю, пошли — на работу, на учебу. Возле КрасТЭЦ китайцы на рынок собираются. Их и не видать вовсе издалека — все в баулах, только повозки едут.

Основать шоферскую династию Ивану Томащуку не удалось. Жена дарила одних дочерей. Зато зятья, что называется, в теме. Содержат несколько коммерческих автобусов. Так что при встрече есть о чем с интересом поговорить. Скорее всего, усядутся они за одним столом и в ближайшее воскресенье. Этой традиции тоже много лет.

С профессиональным вас праздником, настоящие шоферы!


НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА