Городской совет

Горизбиркому 25 лет. Вспоминаем первого председателя Избирательной комиссии Красноярска

Владимир Фёдорович Чащин стал первым председателем Избирательной комиссии города Красноярска.

Горизбиркому 25 лет. Вспоминаем первого председателя Избирательной комиссии Красноярска

В октябре Избирательная комиссия Красноярска отметит четвертьвековой юбилей. Этой дате посвящён наш большой проект, в котором мы рассказываем и об истории местного самоуправления в краевом центре, и о людях, которые работали и продолжают работать в избирательной системе нашего города.

Наш сегодняшний герой — Владимир Чащин. Большинство красноярцев знают его прежде всего как депутата — сначала городского Совета, а теперь уже Законодательного собрания Красноярского края. Мы же напомним о том, что именно Владимир Фёдорович стал первым председателем Избирательной комиссии города Красноярска.

Три года без Советов

Рассказывая о становлении избирательной системы города, эксперты отмечают: начинать нужно не с 1996-го, а с 1993 года. Тогда, после известных и довольно драматичных октябрьских событий, когда в Москве расстреляли из танков, а затем взяли штурмом Белый дом, был распущен не только Верховный Совет РСФСР. В это время были ликвидированы все Советы народных депутатов, поэтому даже крупные города оказались фактически лишены представительной власти.

“После упразднения Советов всех уровней на протяжении трёх лет в Красноярске вообще не было представительных органов власти. Исполнительная власть сама утверждала бюджет, распоряжалась муниципальным имуществом, самостоятельно управляла городским хозяйством”, — вспоминает Владимир Чащин.

Только после того, как были приняты соответствующие федеральные и краевые законы, в Красноярске назначили первые муниципальные выборы. Было решено провести их 8 декабря 1996 года.

“Кампанию должен был кто-то организовывать, поэтому в октябре того же 1996-го постановлением администрации была сформирована территориальная Избирательная комиссия города Красноярска, — рассказывает председатель горизбиркома Анна Лисовская. — В первый состав, который работал не на постоянной основе, вошло девять человек, и в основном это были люди, уже имевшие определённый опыт в организации выборов”.

Опыт членам первой комиссии был крайне необходим. Ведь подготовить кампанию по первым прямым выборам главы краевого центра и депутатов городского Совета нужно было в самые сжатые сроки — меньше чем за два месяца. А ещё пришлось практически с чистого листа создавать муниципальную избирательную систему.

Округа и списки

Согласно Конституции России, принятой 12 декабря 1993 года, население получило право самостоятельно решать местные вопросы. Это и есть основной принцип местного самоуправления.

“В рамках проводимой реформы нужно было всенародно избрать городскую власть в соответствии с краевым законом “О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае”, — отмечает Владимир Чащин. — Впервые глава краевого центра избирался непосредственно жителями, а городской Совет также впервые формировался по пропорционально-мажоритарной системе”.

Для того чтобы провести кампанию, в Красноярске в 1996 году было образовано 18 одномандатных округов, от которых надо было избрать 18 депутатов. Ещё 17 депутатских мест было определено для кандидатов от общегородских партийных списков от различных объединений и избирательных блоков. Подобная избирательная система представительного органа Красноярска, правда с некоторыми корректировками, действует и сегодня.

“Городская территориальная избирательная комиссия, члены которой работали на общественных началах, провела большую работу по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления Красноярска, — подчёркивает Владимир Фёдорович. — Я хотел бы отметить ответственную и профессиональную работу всех моих коллег. Несмотря на большое количество сложностей, выборы прошли с соблюдением требований избирательного законодательства. Каждый шаг был юридически выверен. Поэтому ни одно решение комиссии не было отменено судом, что является важным показателем для оценки деятельности избирательных комиссий”.

Стоит напомнить, что первый закон Красноярского края о выборах в органы местного самоуправления был довольно жёстким. Так, победителем мог стать лишь кандидат, который набирал абсолютное большинство: 50 процентов плюс один голос. В результате в первом туре на выборах в горсовет ни один одномандатник не смог одержать победу.

“Я помню, как Владимир Яковлевич Бауэр, шедший по одному из округов, набрал 49 с “копейками” процентов голосов избирателей, — рассказала Анна Лисовская. — Ему не хватило совсем чуть-чуть! Плюс ещё устанавливался минимальный порог явки, и, если людей на участки приходило меньше, чем было определено законом, приходилось назначать вторые туры, повторные выборы. Поэтому в полном составе горсовет собрался только через девять месяцев после 8 декабря 1996 года”.

Создали с нуля

Создавать систему практически с нуля, с одной стороны, сложно, но с другой — очень интересно. Это действительно достойная задача для профессионала. И, по мнению экспертов, самый первый состав горизбиркома Красноярска с ней справился. Даже несмотря на все очевидные трудности.

“Сейчас и федеральный и краевой закон досконально прописывают все процедуры, а в 1996-м такого не было, — подчёркивает Анна Лисовская. — Какие-то моменты можно было трактовать очень широко: с некоторыми кандидатами часами сидели и разбирали, как нужно действовать в той или иной ситуации. Работать в комиссии под руководством Владимира Фёдоровича было комфортно и спокойно, потому что была уверенность в том, что если мы, обсудив спорный вопрос, принимали какое-то решение, то поменять мнение комиссии было уже не возможно, несмотря на какое-либо давление и просьбы”.

В мае 1997 года Владимир Чащин сменил горизбирком на горсовет, став председателем муниципального парламента. Но страницу своей деятельности, связанную с работой в комиссии, он вспоминает с благодарностью.

“Выборы 1996 года заложили основу народовластия на муниципальном уровне, — подчёркивает Владимир Фёдорович. — Это был один из важнейших этапов в жизни краевого центра. По сути, происходило становление местного самоуправления, его основных институтов, в том числе и избирательной системы. Искренне рад, что и последующие составы Избирательной комиссии города Красноярска успешно применяли опыт нашей работы, существенно повысили уровень организации и проведения избирательных кампаний, что способствует формированию работоспособной и устойчивой системы власти Красноярска”.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА